Не сезон
Открытие филармонического сезона в Ижевске было омрачено
Пригласить на открытие юбилейного филармонического сезона один из самых известных симфонических оркестров России – это круто! Услышать, как звучит «вживую» Светлановский оркестр, - можно сказать, мечта меломана. И музыканты не подвели. Подвели дураки и дороги…

Концерт Государственного симфонического оркестра России имени Евгения Светланова был приурочен к открытию 70-го концертного сезона Удмуртской государственной филармонии. Поэтому, видимо, решили не экономить – арендовали Большой зал ДК «Металлург». Во второй половине октября 19 часов – это уже полная темнота. Для тех почитателей музыки, которым пришлось добираться до ДК «Металлург» от улицы Пушкинской, дорога к «храму музыки» была поистине дорогой испытаний – капитальный ремонт Центральной площади на протяжении от Оперного театра до ЦУМа достиг просто апокалиптического масштаба. В полном мраке робкие стайки интеллигентного вида женщин и мужчин пробирались по хлипким досочкам, небрежно перекинутым через прорытые поперек площади траншеи. Кругом навалены строительные материалы, кучи песка, груды плиток, просто развороченный грунт… Торжественный настрой был испорчен еще на подходе. Дальше – больше. На заднике классически оформленной для филармонического концерта сцены одиноко висели два абсолютно одинаковых планшета с логотипом «Роснефть. Удмуртнефть». Догадаться, что, кроме нефти, здесь происходит еще и юбилей Удмуртской филармонии, было невозможно. Может, конечно, нефтяная компания и спонсировала концерт, но к чести ли генерального «мецената» так выпячивать себя, что даже о самом-то событии забыли упомянуть? Первое отделение с участием молодых солистов прошло на одном дыхании – удивило то, что наша ижевская публика наконец-то поняла, что в перерывах между звучанием частей одного и того же произведения аплодировать не следует. Наш бессменный ведущий Александр Кузнецов своим неповторимым бархатным баритоном объявил 15-минутный антракт, и публика дружно повалила в фойе. Видимся редко, встречи, разговоры, то да сё. Ну, кто в антракте смотрит на часы? Ждут звонка, которым принято приглашать зрителей в зал. Звонка дано не было… Испуганная девушка в униформе, пробегая мимо нас, спрашивает: «А что вы в зал не идете?» А то и не идем, что никто нас туда не пригласил! В зале, оказывается, давно уже весь оркестр на сцене. Звучит музыка Йозефа Брамса. Дирижирует Марк Горенштейн, маэстро с европейской известностью, который вернулся в Россию из Будапешта, где руководил Венгерским государственным симфоническим оркестром. Когда в зал с шуршанием и топотом вломились десятки «опоздавших» зрителей, маэстро был вынужден прервать исполнение и с кислым выражением на лице ожидал, когда припозднившиеся рассядутся и угомонятся. Случившийся конфуз музыканты ижевчанам вроде бы простили – финал был великолепен как по звучанию музыки Брамса, так и по горячему приёму, который устроили слушатели исполнителям. Но тут на сцену поднялся министр культуры Удмуртии Аверьян Трофимович Христофоров… Лучше бы он этого не делал. Из двух десятков дежурных слов поздравлений и благодарности явственно прозвучали два явно не к месту. «Маэстро Владимир Борисович…» - вымолвил Аверьян Трофимович в адрес Марка Горенштейна после секундной заминки, видимо, забыв имя и фамилию всемирно известного дирижера. Вечер был окончательно испорчен. После встречи с прекрасным марш-бросок по сильно пересеченной местности к троллейбусной остановке был уже не так страшен. Что тут сделаешь? Родина!..
Надежда ГЛАДЫШ

Птицы большие и малые. В Ижевске завершилась выставка индийского художника Шри Чинмоя
фото В конце сентября почти все культурные и образовательные заведения г. Ижевска были увешаны красочными объявлениями с изображениями красно-синих птиц. В них можно было узнать не только об открытии нового выставочного зала МВЦ «Галерея» (по ул. Восточной, 8а), но и о презентации выставки «Джарна Кала», или «Фонтан-искусство» - «выставка очаровательных картин птиц-душ индийского художника Шри Чинмоя».

Выставка его работ, проделав длинный путь от Нью-Йорка до России, в Ижевске открылась 25 сентября, хотя её презентация состоялась лишь неделю спустя - 2 октября - и не без участия представителей администрации. Г-н Протазанов, краевед Шумилов, ректор Трефилов выразили восхищение тем, что Ижевск не стоит на месте, культурные центры развиваются, интерес младшего поколения к культурным заведениям возрастает. Как будто в оправдание их слов выставку в течение трех недель посещали целыми классами: тут и средние школы, школы искусств, техникумы и заинтересованные студенты вузов. В экспозиции были представлены 45 картин с изображением птиц, выполненные живописью и фломастерами. Многочисленные изображения души в виде птицы – визитная карточка Шри Чинмоя как художника. Тот, кто вдохновился увиденным, мог тут же взять кисточку или фломастер в руки и отразить свои впечатления на бумаге – в центре выставочного зала находились 3 стола, на которых лежали краски, гуашь, карандаши, фломастеры. Конечно, мнения по поводу выставочных работ Чинмоя разделились: для одних – это истинные образцы гармонии, «энергии творчества, идущей из самого сердца художника», а для других – «бессмысленная мазня». При мне разы-гралась странная сцена: в выставочный зал с какой-то дикой энергией ворвалась женщина средних лет, критически оглядела стены зала и выпалила: «Сколько можно проводить эту выставку! Уже три недели ничего не меняется!» Её реплику в никуда завершил тяжёлый вздох, после чего вновь воцарился буддийский покой, навеваемый флейтовой музыкой Шри Чинмоя. По словам Натальи Дмитриевны, одного из организаторов выставки, исследования академии им. Павлова в Санкт-Петербурге показали, что картины Шри Чинмоя положительно влияют на психику большинства людей. «По мнению учёных, после 20-минутного просмотра рисунков индийского художника многие находятся в состоянии релаксации», - говорит Наталья Дмитриевна. Впрочем, случай с ворвавшейся на моих глазах в выставочный зал неизвестной женщиной свидетельствует, что «многие» не означает, что все. Помимо художественного творчества, центр Шри Чинмоя предлагает «устремлённым» ижевчанам программу мероприятий, посвящённых творчеству индийского духовного учителя, среди которых музыкальные и поэтические вечера, мастер-класс художницы Дины Шариповой, лекция «Искусство и йога». Здесь же на выставке можно было приобрести CD-диски, картины и различную литературу – плоды деятельности самобытного индийского философа. Шри Чинмой ушёл из жизни 11 октября, но, по словам Натальи Дмитриевны, осталось его творчество, «несущее свет, радость, покой через искусство». Для справки: Шри Чинмой Кумар Гхош (Шри Чинмой) – спортсмен, философ, художник, писатель и поэт, талантливый музыкант, инициатор таких общественных программ, как Всемирная факельная эстафета «Бег дружбы» и проект гуманитарной помощи «Слёзы и улыбки Сердца-Единства». В возрасте 43 лет он впервые взялся за кисти и создал свой собственный стиль «Джарна Кала» - сочетание абстракции, цветотерапии и философии.