Газета №42 (0841) / 25 октября 2007 г.
СЛОВО - СЕРЕБРО, МОЛЧАНИЕ - ЗОЛОТО
Немногие граждане знают, что нынешние выборы должны пройти в условиях фактического запрета на критику. Нынешнее правящее большинство так поправило выборное законодательство, что любая попытка критического разбора ситуации в ходе выборной борьбы и дебатов рискует быть истолкованной как нарушение закона и даже стать поводом для принятия решения об отстранении кандидата или партии от участия в выборах.
В федеральном законе «О гарантиях избирательных прав…» и региональных законах о выборах теперь черным по белому написано, что «… зарегистрированный кандидат, избирательное объединение не вправе использовать эфирное время на каналах организаций, осуществляющих телевещание, предоставленное им для размещения агитационных материалов, в целях: распространения призывов голосовать против кандидата, кандидатов, республиканского списка кандидатов, республиканских списков кандидатов». Кроме того, введен запрет на «описания возможных негативных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран, тот или иной республиканский список кандидатов будет допущен к распределению депутатских мандатов». Видимо, для усиления эффекта в телеэфире запрещено также распространять информацию, «в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с негативными комментариями…»
Все вышеперечисленные запреты касаются наиболее массового телевизионного способа передачи информации, причем даже не в редакционных, а в агитационных материалах кандидатов и партий, которые они начнут с 3 ноября распространять через телеканалы на правах политической рекламы.
Не менее жесткие требования предъявляются сегодня и к средствам массовой информации. Все организации, осуществляющие выпуск СМИ, «в случае обнародования (опубликования) ими агитационных и информационных материалов (в том числе содержащих достоверную информацию), способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидата, деловой репутации избирательного объединения, обязаны предоставить соответствующему кандидату, избирательному объединению возможность до окончания агитационного периода бесплатно обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту своих чести, достоинства или деловой репутации». Эта норма законодательства, ограничивающая распространение даже достоверной информации, выглядит, пожалуй, наиболее цинично.
Впрочем, здесь закон допускает оговорку. Так, согласно Закону УР «О выборах депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики»: «Установленные настоящей частью требования не распространяются на случаи размещения агитационных материалов, представленных зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, в рамках использования ими в соответствии с настоящим Законом бесплатного и платного эфирного времени, бесплатной и платной печатной площади». Таким образом, правду сказать будет все же возможно, но каждое слово будет стоить больших денег, которые надо будет изыскивать для проведения их через избирательный фонд.
Однако за каждым словом придется следить, чтобы произнесенное не было истолковано как попадающее под действие Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности». Здесь среди классических запретов на призывы к захвату власти и насильственное изменение конституционного строя, разжигание национальной, религиозной и социальной розни, особую актуальность во время выборов имеет последнее. Под разжигание социальной розни (при желании) можно много чего подвести, впрочем, без насилия над духом закона сделать это будет все же нельзя, поскольку, согласно законодательству, «не может рассматриваться как разжигание социальной розни агитация, направленная на защиту идей социальной справедливости».
Тем не менее законодательство позволяет отменить регистрацию кандидата (или партии) по решению суда. Для этого в суд должны быть направлены соответствующие иски от любого из оппонентов или конкурирующей партии, либо от избирательной комиссии, зарегистрировавшей этого кандидата в депутаты или партийный список. Чтобы принять решение об отмене регистрации, суд должен будет установить факт, свидетельствующий, что до дня голосования на выборах кандидат (представитель партии) в своих выступлениях на публичных мероприятиях,
в средствах массовой информации или в сети Интернет призывал к совершению «деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждал к таким деяниям, обосновывал или оправдывал экстремизм, либо совершал действия, направленные на возбуждение социальной (…) розни (…)».
Как все эти нормы будут применяться на практике, покажут ближайшие шесть недель, оставшиеся до 2 декабря, дня выборов депутатов Госдумы РФ и депутатов Госсовета Удмуртии. Например, в Уголовном и Административном кодексах давно содержатся нормы, предусматривающие различные наказания за подкуп избирателей и применение административных мер воздействия в целях влияния на волеизъявление граждан, а также за вмешательство в выборы со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. И ничего. Подкупают и давят…