фото Фестиваль состоялся в видеосалоне «Бункер» в Выставочном центре «Галерея». Любителей современного искусства собралось человек сорок, в основном творческая молодежь, а также люди среднего возраста и профессионалы-креативщики, среди прочих – знаменитый своими эпатажными «выходками» художник Максим Верёвкин и участники группы «Археоптерикс». Знакомство с современным голландским искусством продлилось четыре дня (21-22 и 27-28 сентября). Ижевску в этом плане повезло: лишь некоторые российские города были удостоены чести «просвещать» российского зрителя модными тенденциями европейского кинематографа. В число «везунчиков» попали Санкт-Петербург, Москва, Калининград и Нижний Новгород. В столице Удмуртии фестиваль голландского кино проходит уже во второй раз, первый состоялся в 2006 году. Но нынешний фестиваль существенно отличается от предыдущего: во-первых, зритель увидел уже свыше 20 киношедевров, а во-вторых и, наверное, главное – на первых двух кинопоказах присутствовал сам куратор Dutch Punch Андре Шреудерус. Но готовность г-на Шреудеруса к диалогу с неискушённой прогрессивным видеоартом ижевской публикой не увенчалась большим успехом. Наши соотечественники то ли были слишком поражены увиденным, то ли сочли киноэксперименты неинтересными, чтобы начать их еще и обсуждать. Хотя второй вариант кажется маловероятным. Когда включался свет и спадала гипнотическая атмосфера, в которую зрителя погружали зачастую безмолвные и беззвучные европейские фильмы, некоторые подходили к куратору лично и уточняли взволновавшие их детали. Взволновать в увиденном могло многое: эпатажность и самоирония европейских режиссёров не знала границ. Так, в одном фильме (Беа де Виссер. «Сейчас, Йоко») главными героями становятся мужская и женские задницы, обнажённые и двигающиеся в такт музыке. А уже в другом фильме (Гуидо ван дер Верфе. «Номер два, или То, что я здесь стою, ещё не говорит о том, что мне этого хочется») зритель видит, как пешехода сбивает на полной скорости машина, а минуту спустя подъезжает микроавтобус, из которого выходят прекрасные балерины и на фоне распростертого мертвого тела начинают выполнять свои танцевальные па. Большой местный специалист по части эпатажа Макс Верёвкин так прокомментировал увиденное: «Здесь не нужно искать смысл». Главное – воздействие на чувства меланхолично сидящего зрителя. Важно – «растормошить» его, оторвать от повседневности, которая засасывает в рутину. В последний день фестиваля я поняла: цель достигнута…
Марина Васильева

Удмуртский Рерих
4 октября в 17.00 в Музее изобразительных искусств состоится открытие персональной выставки Валентина Белых – театрального художника и живописца, заслуженного деятеля искусств, лауреата Государственной премии Удмуртской Республики.

Белых работал в театрах – удмуртском и оперном, делая декорации как к национальным спектаклям, так и к классическим операм и балетам, параллельно создавал живописные произведения, реконструирующие древнюю историю удмуртов, пейзажи родного края. Полученный опыт театрального сценографа, увлечение далеким прошлым своего народа помогли ему в работе над первым удмуртским художественным фильмом. Работая над декорациями к фильму «Тени Алангасара» в 1994 году, художник не только «включил» свое творческое воображение, но и обратился к исследованиям ученых. В результате было построено целое поселение древних удмуртов. Эти декорации и стали площадкой для съемок фильма. Творческое кредо художника наглядно выражается в его автопортрете. Их у художника несколько. На одном он в меховом жилете и с медвежьим клыком на шее. В картине «Жилище древних удмуртов» в лице сидящего в центре человека тоже узнаются его черты. Очевидно, вживание в материал произошло настолько глубоко, что художник на время идентифицирует себя с другим временем. Он не просто примеряет костюм древнего человека, но и пытается понять его психологию, мироощущение. Понятно, что дистанция между современностью и прошлым огромна, но где лежит точка соприкосновения с минувшим? Что должна наследовать современная цивилизация для сохранения единства с миром, что было характерно для детства человечества? Эти вопросы задает себе и нам художник. Итогом поисков художника стала знаменитая серия «Удмурты дохристианского периода», где, помимо чувства причастности к общечеловеческим ценностям, автор утверждает мысль о значимости любого, большого и малого народа в истории человечества. Кроме картин на историческую тематику, художника привлекает и жанр пейзажа. Часть из них создана в Англии, где мастер несколько лет назад показывал свои произведения. Его пейзажи тонки по живописи, поэтичны и вдохновенны. Валентин Белых сделал для удмуртского искусства то же, что Николай Рерих и Аполлинарий Васнецов для русской исторической картины рубежа 19-20 веков. Он воссоздал древнюю историю в красках и образах.
«Позитивная молодежь» пыталась накормить ижевских бомжей
В минувшее воскресенье среди бела дня непосредственно перед спуском к плотине неподалеку от нового памятника ижевским оружейникам была замечена небольшая группа, человек двенадцать юношей и девушек, которые принесли сюда пять больших кастрюль с пищей…

На металлической ограде они укрепили растяжку с символическим рисунком и надписью «Еда вместо бомб». На мой вопрос, какую организацию представляют молодые люди, один из них сказал, что они просто «позитивная молодежь Ижевска», не все из них «организованные», но некоторые относят себя к «панкам», некоторые – к «автономному действию» (Прим. - Международное молодежное движение антиглобалистской и антифашистской направленности). Как удалось выяснить, эта акция у них уже не первая, а четвертая. Кормят бездомных они примерно раз в две недели. Дислокация менялась, но на этом месте уже второй раз. «Как оповещается контингент, которому «адресовано» пропитание?» – поинтересовалась я у представителей «позитивной молодежи». Ребята просто обходят места, где, по их сведениям, бывают или куда по своим надобностям приходят лица «без определенного места жительства» и приглашают их прийти в определенное время в назначенное место. Эту информацию устроители акции просят передать «по цепочке» всем «друзьям по несчастью». Сколько в Ижевске бомжей, волонтёры не берутся сказать, но это – даже не сотни, а тысячи, уверены они. Их не устраивает, что официальные власти ничего не делают для облегчения участи этих несчастных. Поэтому они собрались и решили внести свой посильный вклад в поддержку членов ижевского сообщества, кому повезло гораздо меньше, чем остальным. Организаторы акции не приемлют брезгливое недоброжелательство, которое испытывают большинство обывателей к людям, опустившимся на «дно» общества. Сами ли они придумали это дело? Нет, отвечают они, нечто подобное проводят их сверстники и единомышленники на Западе. Оттуда взят и слоган – «Еда вместо бомб». Еду готовят дома сами. Так что родители их знают, для какой цели сварена пятилитровая кастрюля гречневой каши или столько же борща. В воскресном меню были также чай, яблочная шарлотка, свежий хлеб. Всё это раздавалось в одноразовую пластиковую посуду, которую после употребления аккуратно складывали в пластиковый мешок. К некоторой досаде организаторов «клиентов» было немного – за первые полчаса удалось накормить всего двух человек. Их отыскали в окрестностях ДК «Ижмаш». Но приготовленную пищу «позитивная молодежь» не выбросит, а пойдет с кастрюлями в другие места, где обычно «кучкуются» бездомные. На мой сторонний взгляд, этот, безусловно, благородный порыв ижевской молодежи несколько страдает чисто западным «пиаром» (потому, вероятно, что он и есть «калька» с западных образцов). Наш бомж, как мне кажется, не любит «светиться» среди «чистой публики» и среди бела дня не выйдет на место массовых народных гуляний. Да еще публично сесть с тарелкой еды… Может, ребята и сами поймут, что если речь идет не о «паблисити», а о реальной помощи бездомным, то условия акции должны измениться. Хотя, с другой стороны, цель организаторов скорее другая - воздействовать на обывателя, чтобы смягчить жестокие нравы.
Надежда ГЛАДЫШ