Этот Ту-134 вытащили для завлечения клиентов на одну из АЗС «Удмуртнефтепродукта». Как удалось выяснить «Д», данный самолет не списан, находится на балансе «Ижавиа» и имеет бортовой номер б/н 65002. Судебная тяжба между Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом с одной стороны и властями Удмуртии (в лице Минимущества УР) и ОАО «Ижавиа» - с другой длится уже третий год. Оспаривается законность включения государственного авиапредприятия «Ижавиа» в республиканскую собственность и его дальнейшая приватизация. На прошлой неделе в Перми рассматривали апелляцию Министерства имущественных отношений УР и ОАО «Ижавиа», которую они подали 17 июля на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18 июня 2007 года, повторно признавшего постановление властей Удмуртии по приватизации ОАО «Ижавиа» незаконным и обязавшего вернуть предприятие в собственность Российской Федерации. По словам адвоката Атласа Марданшина, традиционно защищающего в судах интересы «Ижавиа», и руководителя этого предприятия Михаила Хатомкина, ответчики все-таки рассчитывали на то, что суд полностью удовлетворит их апелляцию. Со слов адвоката ТК «Новый Регион» сообщила на сайте www.newregion.ru: «Наша сторона пыталась доказать, что приватизация «Ижавиа» прошла законно, российские же власти настаивают на обратном. Они аргументируют это единственным доводом: когда в 90-х годах регионам разрешили приватизировать предприятия, Удмуртия подписала с Россией декларацию о том, что аэропорт является собственностью компании «Ижавиа». По информации ТК «Новый Регион»: «Адвокаты надеются, что удастся отсудить взлетную полосу, в строительство которой вкладывала деньги республика, и здание аэропорта. Что касается самолетов, то, по словам адвоката Атласа Марданшина, решение суда - передать их в собственность России - не скажется ни на авиаперевозках, ни на ценах на билеты. Помимо судебных процедур, удмуртские власти готовятся к новым переговорам с российскими властями, в частности, с министром транспорта Игорем Левитиным». Накануне рассмотрения вопроса в пермском арбитраже «Д» обратился за комментарием в территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом. В частности, очень интересовал вопрос, почему, несмотря на вынесенное еще 30 ноября 2005 года Высшим арбитражным судом РФ решение о неправомочности акционирования и приватизации «Ижавиа», это бывшее государственное предприятие до сих пор находится в республиканской собственности. Наталья Брагина, курирующая в территориальном управлении «дело «Ижавиа», пояснила, что «всё это время шли согласительные процедуры, Минимущества Удмуртии пробовало договориться с Федеральным агентством об урегулировании конфликтной ситуации». На вопрос о том, что в течение этих полутора лет, пока власти Удмуртии «пытались договориться» с федералами, активы «Ижавиа» фактически растаскивались по частям, чиновница ответила, что не имеет подобной информации, и предложила «обратиться в Москву», там, по ее словам, «всё доступно объяснят, у них больше информации и возможностей». В Министерстве имущественных отношений Удмуртии накануне рассмотрения апелляции в Перми демонстрировали полную уверенность и оптимизм. Так, заместитель министра имущественных отношений УР Рустэм Зайнуллин заявил: «Мы надеемся, что окончательное решение будет всё-таки в нашу пользу, по крайней мере, мы будем бороться за то, чтобы «Ижавиа» осталось в республиканской собственности». Удмуртия, по словам республиканского чиновника, на протяжении последних лет постоянно субсидировала «Ижавиа», в отличие от различных федеральных агентств. Отвечая на вопрос о свершившейся полтора года назад сделке по продаже принадлежавшего «Ижавиа» склада ГСМ, г-н Зайнулин выглядел уже не столь уверенным. «Склад ГСМ продали достаточно давно, около года или двух назад, - лишь констатировал факт заместитель министра, - про продажу или подготовку к продаже других активов (гостиница и ресторан) Минимущества Удмуртии не в курсе»… «Хрен редьки не слаще», - отозвался о судебной тяжбе федеральных и республиканских властей руководитель ОАО «Иж- авиа» Михаил Хатомкин. «Наше предприятие работает в штатном режиме, осуществляет перевозку граждан и грузов, если придет распоряжение по смене формы собственности, будем выполнять», - заявил г-н Хатомкин. По его словам, «Ижавиа» нуждается в серьёзной поддержке: «Аэропорт необходимо реконструировать, необходимо полностью заменить светосигнальную инфраструктуру, а это около 120 млн рублей. Это же касается и всего парка самолетов, у всех самолетов скоро истекает срок эксплуатации, а это еще сотни миллионов, но у нас нет в наличии таких средств». Причиной продажи склада ГСМ, по словам руководителя ОАО «Ижавиа», стал вовсе не коммерческий сговор с известным предпринимателем-депутатом Андреем Осколковым, оказывается, «отдали склад ГСМ, потому что он просто выработал срок эксплуатации». По утверждению Михаила Хатомкина, «компании проще покупать керосин и другие необходимые компоненты с рук, чем держать склад». Заместитель генерального директора по персоналу и общим вопросам Борис Афонин подтвердил информацию своего шефа. По его словам, «продали склад ГСМ «Комос-групп», потому что склад износился». При этом г-н Афонин не скрывает, что, несмотря на продажу, склад ГСМ предприятием «Ижавиа» продолжает использоваться. Надо полагать, на условиях аренды, предполагающих ежемесячные расходы на арендную плату в пользу нового собственника. Попытка выяснить, для чего надо было продавать «износившийся» склад ГСМ, если он продолжает использоваться, не принесла результата. Заместитель генерального директора ОАО «Ижавиа» не смог ответить на этот сложный вопрос. Судьбу склада ГСМ, видимо, уже разделила находящаяся в ремонте гостиница, здание которой передано некоему ООО «Гостиница», на очереди отремонтированный ресторан в здании аэропорта «Ижевск». Комментируя сложившуюся вокруг «Ижавиа» ситуацию, руководитель Удмуртской региональной организации партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» Сергей Щукин (с самого начала освещавший данную тему на страницах газеты «Д») сообщил, что, пока прокуратура Удмуртии не заведет уголовное дело по факту незаконной приватизации «Ижавиа» и не привлечет к ответственности причастных к данным решениям должностных лиц в Правительстве УР, арбитражные суды будут продолжаться до бесконечности. По мнению Сергея Щукина, сегодня республиканским властям крайне важно договориться с федеральными чиновниками о выведении в республиканскую собственность тех активов «Ижавиа», которые уже были за бесценок (а фактически бесплатно) проданы влиятельным предпринимателям из окружения президента Удмуртии Александра Волкова. В этом и заключается смысл затягивания судебного дела и продолжения текущих переговоров с министром транспорта Игорем Левитиным. Пока вопрос остается открытым.
Предыстория
Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1, касавшееся разграничения собственности в области воздушного транспорта, отнесло объекты воздушного транспорта к исключительной компетенции федеральных органов власти. Несмотря на это, Верховный Совет УР постановлением от 11.03.1992 г. включил ГП «Ижавиа» в собственность Удмуртии. Через двенадцать лет, 26 января 2004 года, правительство Удмуртии постановлением № 6 «О прогнозном плане приватизации собственности в Удмуртской Республике на 2004 год» включило ГП «Ижавиа» в указанный прогнозный план. В 2005 году Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, совместно со своим с территориальным управлением по УР, подало иск в арбитражный суд, требуя признать недействительными постановление № 6 Правительства УР от 26.01.2004 г. в части включения в прогнозный план приватизации ГП «Ижавиа» и распоряжение Правительства УР от 17.05.2004 № 464-р «Об условиях приватизации государственного авиапредприятия «Ижавиа». 30 ноября 2005 года, рассмотрев материалы дела, Высший арбитражный суд РФ своим решением удовлетворил исковые требования Федерального агентства, признав недействительными постановление Правительства УР № 6 от 26.01.2004 г. и распоряжение № 464-р от 17.05.2004 года. Фактически была признана неправомочность приватизации «Ижавиа». Казалось бы, решение Высшего арбитражного суда РФ обязательно для исполнения всеми юридическими лицами и организациями страны, но с этим были не согласны в Правительстве УР. Никаких мер по пересмотру результатов приватизации ГП «Ижавиа» принято не было, наоборот, началась подготовка к продаже склада ГСМ и других активов. Необходимую структурную единицу любого авиационного предприятия – склад ГСМ продали в конце 2005 года. В конечном итоге склад ГСМ оказался на балансе ОАО «Удмуртнефтепродукт». В 2007 году Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом подало новое исковое заявление в Арбитражный суд УР. 18 июня 2007-го судья Арбитражного суда УР Абуязидова постановила «признать недействительной сделку приватизации государственного предприятия «Ижавиа», обязать ОАО «Ижавиа» возвратить в собственность Российской Федерации основные средства на сумму 329,9 млн рублей». Решение суда не вступило в законную силу, так как 17 июля этот судебный вердикт был обжалован Минимущества УР и ОАО «Ижавиа» в арбитражный апелляционный суд № 17 (г. Пермь).