фото То, что подобное решение готовится на республиканском и на городском уровне, стало ясно еще в апреле, когда администрация города во главе с Александром Ушаковым «продавила» на сессии Городской думы поправки к действующим в Ижевске правилам сдачи в аренду объектов инженерной инфраструктуры. Этими поправками из процесса принятия такого рода стратегических решений были практически устранены депутаты. По новым правилам сдача в аренду систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализации «осуществляется на основании постановления главы администрации города Ижевска (то есть Ушакова. – Ред.) по согласованию с главой муниципального образования «город Ижевск» (Виктор Балакин. – Ред.)». Для чего это было сделано? Напомню, что летом прошлого года городские чиновники с подачи республиканского уровня власти уже пытались провести через Гордуму решение о сдаче МУП «Ижевские электросети» в аренду на 49 лет. Однако тогда подобное решение Дума поддержать не решилась - более того, временная депутатская комиссия пришла к выводу, что утверждения должностных лиц о плачевном состоянии предприятия являются дезинформацией, а балансовая стоимость электросетей занижена как минимум… в 10 раз. Однако уже к апрелю 2007 года работа с депутатским корпусом была проведена более «тщательная», и обе думские фракции - «Единая Россия» и «Наш город» - поддержали поправки администрации, снимающие с депутатов формальную ответственность за те последствия, к которым может привести сдача систем городского жизнеобеспечения коммерческим структурам. Проект утвердили 33-мя голосами из 35 присутствующих депутатов, я голосовал «против». Показательно, что незадолго до той сессии, в марте, прозвучали заявления о намерении взять в аренду городские системы подачи тепла и горячей воды ООО «Удмуртские коммунальные системы» (УКС), возглавляемым бывшим начальником ижевского Горжилуправления Сергеем Трухиным и являющимся дочерней компанией известного «детища Чубайса» ОАО «Российские коммунальные системы» (РКС). При этом, по неофициальной информации, 49% акций УКС принадлежит структурам, аффилированным с близким к президенту Удмуртии предпринимателем, одним из руководителей регионального отделения партии «Справедливая Россия» Андреем Осколковым. С 1 января этого года ООО УКС уже контролирует всю транспортную систему, от теплоисточника до потребителя, другого города Удмуртии – Сарапула. Что касается ОАО РКС, то владельцем контрольного пакета этой компании является известный олигарх Виктор Вексельберг. «Дочки» ОАО РКС уже действуют в 14 российских регионах, причем в Твери руководство одной из них оказалось замешано в известном скандале с предъявлением прокуратурой обвинения полутора десяткам депутатов городской Думы в получении взяток за повышение оплаты населением тепловой энергии. В июле допросу в суде были подвергнуты исполнительный директор ОАО «Тверские коммунальные системы» Роман Боев и его заместитель Сергей Хромов. В частности, как сообщает тверская пресса, «Хромов в свое оправдание утверждал, что деньги в размере 2 миллионов 30 тысяч рублей получены им из средств ТКС для приобретения квартиры, а вовсе не для подкупа депутатов за действия в интересах своего шефа Романа Боева «по непринятию на внеочередном заседании ТГД 24 ноября 2005 года решения о снижении нормативов теплоснабжения». Вся сумма была возвращена предприятию, практически в банковской упаковке, как только головная компания «Российские коммунальные системы» решила перевести его с повышением из Твери в Новороссийск. Подсудимый, по его словам, успел поменять пачку-две, не больше. То, что контролируемое Вексельбергом ОАО «Российские коммунальные системы», также как и его региональные «дочки», является коммерческим проектом и не собирается заниматься благотворительностью, вполне очевидно. Также как очевидно и отсутствие реальной конкуренции в этой сфере. О том, что ООО УКС в соблюдении своих интересов особенно не будет церемониться с потребностями горожан, красноречиво свидетельствуют события этой недели с отключением части районов Ижевска от горячей воды. «Завтра Ижевск останется без горячей воды, - комментировала 13 августа развитие событий ГТРК «Удмуртия». - Правда, пока будут отключены отдельные районы. К решительным мерам переходят «Удмуртские коммунальные системы» - ГЖУ не рассчиталось с ними за отпущенную тепловую энергию». Александр Адрианов, начальник управления по сбытовой деятельности ООО УКС, заявлял в кадре: «К сожалению, мы вынуждены будем продолжить отключение. Частично сегодня было уже произведено отключение 8 ЦТП. И завтра мы, видимо, будем продолжать, если ГЖУ не проявит доброй воли и не оплатит всю причитающуюся сумму. Завтра намечено – это район Автозавода, Сабурова, Барышникова. Я знаю, что ситуация под контролем находится в администрации, но, к сожалению, пока каких-то кардинальных действий не происходит». Поэтому решение о сдаче ижевских теплосетей в аренду должно было быть подвергнуто гласному и серьезному обсуждению. Однако в нарушение установленного порядка глава администрации г. Ижевска (и «по совместительству» член политсовета Удмуртского отделения «Единой России») Александр Ушаков создал своим Постановлением от 02.08.2007г. № 438 конкурсную комиссию по сдаче объектов теплоснабжения, даже не проинформировав об этом депутатов Городской думы. Ни я, ни ряд других опрошенных мною депутатов не получили непосредственного уведомления о готовящемся конкурсе. Впрочем, на сайте администрации города все-таки удалось обнаружить конкурсную документацию (http://www.izh.ru/izh/promo/3079.html), правда, почему-то не в специальном разделе «Конкурсы, аукционы, запросы котировок». Выяснилось, что сроки подачи заявок установлены с 3 августа по 4 сентября, а проведение самого конкурса состоится 6 и 7 сентября. В течение 10 дней должен быть заключен договор аренды по итогам конкурса. Таким образом, уже во второй половине сентября система теплообеспечения столицы Удмуртии должна быть передана из оперативного управления ГЖУ в частные руки. При этом в конкурсной документации, а именно в договорах аренды, отсутствует пункт, в котором указываются конкретные суммы инвестиций в арендуемое имущество, что противоречит решению Городской думы г. Ижевска от 19.04.2007 № 253, согласно которому «обязательным условием конкурса и договора аренды должно являться инвестирование арендатором собственных или привлеченных денежных средств в капитальный ремонт, реконструкцию и развитие объектов инженерной инфраструктуры…». Зато коммерческую структуру услужливо «подстраховали», прописав в разделе «Обязанности арендодателя (то есть муниципалитета. – А.К.)» пункт, согласно которому, если использование каких-либо из объектов окажется «невозможным ввиду истечения нормативного срока их эксплуатации» либо просто покажется арендатору «нецелесообразным», он имеет право претендовать на его исключение из списка объектов, обслуживаемых по договору. Другими словами, от того, что требует инвестиций, вполне можно будет отказаться, а на том, что уже приведено в более или менее нормальное состояние, зарабатывать деньги. Как известно, в 2002 году муниципалитет по проекту «Передача ведомственного жилищного фонда» МБРР закупил материалов и оборудования для энергосбережения на инфраструктуре теплоснабжения на сумму 404 305 тыс. рублей, а строительно-монтажных работ было проведено на 600 000 тыс. рублей. И сегодня за счет экономии потребления энергоресурсов, возникшей после монтажа высокотехнологичного оборудования, идет выплата части средств основного долга города и процентов по договору субзайма. Если же постановление Ушакова будет реализовано, то эффект от энергосбережения уйдет коммерческой структуре. В связи с этим, по поручению Координационного Совета гражданских действий и Совета домовых комитетов г. Ижевска, 15 августа мною направлен депутатский запрос на имя Прокурора УР Бориса Сарнаева с требованием опротестовать данное постановление.
Андрей КОНОВАЛ, депутат Городской думы г. Ижевска

Прокурору Удмуртской Республики Сарнаеву Б.С.
Прошу Вас проверить законность проведения Управлением имущественных отношений Администрации г. Ижевска конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества, предназначенного для производства и бесперебойной передачи тепловой энергии и горячей воды, эксплуатации и обслуживания отопительной инфраструктуры г. Ижевска, а также Постановления Главы Администрации г. Ижевска А.А. Ушакова № 438 от 2 августа 2007 года. Обращаю Ваше внимание на следующие факты. 1. Согласно решению Городской думы г.Ижевска от 19 апреля 2007 года № 253 «О внесении дополнений в Положение о порядке управления муниципальным имуществом города Ижевска, утвержденное решением Городской думы города Ижевска от 28 января 2004 года №180», Администрация города Ижевска при формировании конкурсной комиссии для заключения договора на сдачу в аренду объектов инженерной инфраструктуры, обязана «информировать и привлекать для участия в конкурсной комиссии депутатов Городской думы города Ижевска». Однако весь депутатский корпус не был проинформирован о формировании конкурсной комиссии, информирование и включение в конкурсную комиссию депутатов Задоянного А.Г., Лысенко С.П. и Тюрина Ю.А. было произведено произвольно. 2. В конкурсной документации (http://www.izh.ru/izh/promo/3079.html) отсутствует описание зарегистрированного в Регистрационной палате Минюста РФ передаваемого в аренду имущества, поскольку почти все объекты муниципальной системы транспортировки распределения тепловой энергии, находящиеся на балансе МУ «ГЖУ управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска» не прошли регистрацию в Регистрационной палате Минюста РФ. На сегодняшний день ГЖУ г.Ижевска только готовит документы для регистрации инфраструктуры в Регпалате. Данный факт позволяет арендатору при заключении договора аренды самостоятельно зарегистрировать данное имущество на свое имя или на 3-е лицо, и таким образом вполне официально похитить его у муниципалитета. Кроме того в случае порыва при температуре –30 С на сетях ,неточно описанных в приложении №1 к договору аренды (то есть не зарегистрированных в Регистрационной палате Минюста РФ) арендатор с полным основанием имеет право отказаться устранять аварию, тем самым подвергнув жизнь и здоровья население города. 3. В конкурсной документации, а именно в договорах аренды отсутствует пункт, в котором указываются конкретные суммы инвестиций в арендуемое имущество. Это противоречит разделу VI «ОСОБЕННОСТИ СДАЧИ В АРЕНДУ ОБЪЕКТОВ ИНЖЕНЕРНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОРОДА ИЖЕВСКА» решения Городской думы г. Ижевска от 28 января 2004 г. № 180 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ ГОРОДА ИЖЕВСКА И ПОЛОЖЕНИЯ ОБ УЧЕТЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА И ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ РЕЕСТРА ОБЪЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ГОРОДА ИЖЕВСКА» (в ред. решений Городской думы г. Ижевска от 06.06.2006 № 101,от 19.04.2007 № 253), в котором написано: «Обязательным условием конкурса и договора аренды должно являться инвестирование арендатором собственных или привлеченных денежных средств в капитальный ремонт, реконструкцию и развитие объектов инженерной инфраструктуры, а также представление ежегодного отчета о техническом и стоимостном состоянии имущества, переданного в аренду, за счет средств арендатора в период рассмотрения отчета об исполнении бюджета города Ижевска за прошедший год» 4. Перед проведением конкурса Администрацией г. Ижевска имущество должно быть зарегистрировано в муниципальной казне. Для регистрации имущества оно не должно быть обременено. В то же время, согласно решению Городской думы г. Ижевска от 6.06.2006 года №102, принята муниципальная целевая программа «Энергосбережение в муниципальной системе транспортировки и распределения тепловой энергии в 2007-2010 гг. (на объектах проекта ПВЖФ)», согласно которой планируется инвестировать 1 460 млн. рублей. Данная программа не отменена, и имущество находится в программе. Таким образом, имущество обременено программой и не может быть передано в казну. На момент проведения конкурса имущество в казне не зарегистрировано, что нарушает решение Городской думы г. Ижевска от 28 января 2004 г. № 180. Кроме того в конкурсной документации также отсутствуют требования к арендатору выполнить данную программу и инвестировать такие же средства в муниципальную систему транспортировки и распределения тепловой энергии. 5. В условиях конкурсной документации отсутствуют требования к арендатору по возврату г. Ижевску средств, вложенных в рамках проекта «Передача ведомственного жилищного фонда» (далее ПВЖФ) МБРР. С 2002 года Администрация г. Ижевска по проекту ПВЖФ закупила материалов и оборудования для энергосбережения на муниципальной инфраструктуре теплоснабжения на сумму 404 305 тыс. рублей, проведено строительно-монтажных работ на сумму 600 000 тыс. рублей. В соответствии с договором субзайма проекта ПВЖФ Администрация г. Ижевска возвращает Минфину РФ заемные средства с процентами в срок до 2010 года. В соответствии с конкурсной документацией при расчете арендных платежей не учитывается возврат основной суммы долга и процентов на закупленное и смонтированное оборудование и материалы в рамках проекта ПВЖФ. 6. Администрация г. Ижевска в соответствии с договором субзайма проекта ПВЖФ несет обязательства по монтажу закупленного оборудования, на сегодняшний день смонтировано около 60% закупленного оборудования и материалов. Монтаж закупленного оборудования, при существующей конкурсной документации не предусматривается. 7. На объектах проекта ПВЖФ после монтажа высокотехнологичного оборудования происходит экономия потребления энергоресурсов, которая частично компенсирует те средства, которые Администрация г. Ижевска направляет на возврат основного долга и процентов по договору субзайма, а не на проведения капитального ремонта и реконструкцию муниципальной системы теплоснабжения и распределения. Таким образом, экономический эффект от энергосбережения передается арендатору инфраструктуры. В соответствии с конкурсной документацией при расчете арендных платежей возврат данных средств арендодателю не учитывается. Борис Семенович, прошу срочно подготовить и направить ответ на мой запрос лично за Вашей подписью, а также проинформировать об изложенных мною фактах рабочую группу Отдела Генпрокуратуры по Приволжскому федеральному округу, в настоящее время осуществляющую проверку на территории Удмуртии.
Андрей КОНОВАЛ, депутат Городской думы г. Ижевска