Права и обязанности
фото На первый взгляд, работа кондуктора кажется несложной. Что может быть проще продажи билетов? Однако кондуктор обязан следить за порядком и чистотой в салоне и знать все остановочные пункты. На каждой конечной остановке он должен сделать отметки в билетно-учетном листе: написать время и номер последнего проданного билета и перевернуть железные табло, цифры на которых соответствуют номерам билетов. На эти табло в первую очередь смотрят контролёры. Все пассажиры имеют одинаковые права. Поэтому если человек не очень опрятной наружности (с неотъемлемыми атрибутами - громоздкими коробками, пустыми бутылками и невыносимым запахом) оплатил проезд, высаживать его кондуктор не имеет права. Бывали случаи, когда в качестве оплаты кондукторам предлагали пустые бутылки и возмущались, когда те отказывались от такого «бартера». А вот за распитие алкогольных напитков в общественном транспорте кондуктор может удалить нарушителя из салона, даже если тот оплатил проезд. Впрочем, это получается не всегда. «Если нарушитель ведёт себя агрессивно, то с ним не хочется связываться». Некоторые не высаживают таких ради выполнения плана по продаже билетов. Но если контролёры заметят нарушение, то кондуктора оштрафуют. «Другое дело, если сдаёшь контролёрам пьяную компанию – в таком случае не штрафуют», - говорит Наталья, кондуктор с трёхлетним стажем.
Зарплата
Оплата труда кондуктора сдельно-премиальная. Конечная сумма зависит от плана, который меняется каждый месяц в зависимости от количества проданных проездных билетов. Причём премия составляет примерно половину зарплаты. В среднем кондуктор должен продавать по 80 билетов за поездку. Получить на руки можно от 6 до 8 тысяч рублей. Существует система штрафов. Штрафовать могут и за опоздания, недостачу или излишки в кассе, ну и, конечно, за безбилетных пассажиров.
«Зайцы»
Безбилетники – традиционная проблема общественного транспорта. Получить от них плату за проезд практически невозможно, а применять силу - опасно и чревато последствиями. За безбилетников кондукторов штрафуют, поэтому они уже давно изучили уловки «зайцев» и знают, как их можно за это проучить. «Некоторые специально дают крупные купюры, надеясь, что у кондуктора не будет сдачи. Но мы сдаём им сдачу подготовленной для этого мелочью. Школьники любят по одному проездному кататься. Конечно, «зайцев» бывает жалко, но ведь нас из-за них штрафуют», - делится секретами своей профессии кондуктор Наталья.
Приметы
За годы работы у кондукторов появились свои профессиональные приметы. Например, если первым пассажиром будет мужчина, тогда и рабочий день пройдет удачно, и кондуктор выполнит план. Многие не хотят с утра менять машины, это считается верным знаком того, что дневной план не будет выполнен. «Лично я не придаю им большого значения, но одна примета выполняется всегда: если кондуктор даст сдачи с крупной купюры мелочью, то точно узнает о себе много нового и интересного», - шутит Наталья. Пассажиры любят разглядывать билеты. Существует примета, что счастливый билет (билет, в котором сумма трёх первых чисел совпадает с суммой трёх последних) нужно съесть, чтобы желание сбылось. «Был такой случай в моей практике. Один мужчина съел счастливый билет, а на следующей остановке зашли контролёры. Пришлось ему штраф заплатить - не повезло», - рассказывает кондуктор. Наталья считает, что отношение наших граждан к поездкам в общественном транспорте надо менять. «Проезд в транспорте такая же услуга, как продажа товара, поэтому, - считает Наталья, - пассажиры должны подходить к кондуктору за билетами сами. Ведь при покупке продуктов покупатели подходят к продавцу, а не наоборот»…