фото Обозначенный в Указе Президента России № 825 от 28 июня срок отчета – до 1 сентября, сразу выглядел жестко. Но, как выяснилось в прошлый четверг, 26 июля, когда на официальном сайте главы государства www.kremlin.ru появились дополнительные показатели и формы отчетности, отчитываться главам регионов придется не только за прошлый 2006 год, но фактически за последние 15 лет. Для многих из старых региональных лидеров это будет отчет за несколько сроков их многолетнего правления. Причем в необычной для большинства форме. Например, президента России совершенно не интересуют данные о надоях молока на одну корову, зато главам регионов теперь надо владеть ситуацией в отношении количества экземпляров библиотечного фонда общедоступных библиотек на 1000 человек населения. О том, что до 1 сентября 2007 года в Кремль должны быть представлены «также значения, достигнутые за предыдущие годы: 1990, 1995, 2000-2006 гг.», региональные руководители, скорее всего, узнали вместе со всей страной, открыв на днях соответствующую страницу на кремлевском интернет-сайте. Видимо, предполагается, что все эти данные у губернаторов уже есть. Второй неприятный сюрприз для губернаторов – им придется не только представлять запрошенные Кремлем данные, но и «дать краткую характеристику мер», с помощью которых региональным властям удалось улучшить значения тех или иных показателей. В этом случае даже хорошие показатели субъекта РФ могут оказаться незасчитанными, поскольку будут отнесены к чужим заслугам, либо позитивной конъюнктуре в целом по всей стране. В то же время по поводу каждой негативной тенденции теперь надо давать объяснения. И здесь губернаторам вряд ли уже удастся отбиться с помощью наиболее распространенной сегодня ссылки на последствия решений, принимаемых Госдумой или Правительством РФ. Подавать свои отчеты Кремлю эти и другие главы регионов будут в Комиссию при Президенте РФ по вопросам совершенствования госуправления и правосудия. Формально в составе комиссии, которую возглавляет глава Администрации Президента РФ Сергей Собянин, состоит 28 федеральных чиновников и два губернатора – тверской Дмитрий Зеленин и тюменский Владимир Якушев. Оба последних включены еще и в состав президиума комиссии, состоящий из 14 человек. К новой системе оценки работы Кремль шел довольно долго. Даже если вести отчет от первого заявления президента Путина о необходимости замены всенародных выборов глав регионов на порядок их назначения региональными парламентами по представлению Президента России, прошло уже почти три года. Все это время главы регионов продолжали жить по-старому. К примеру, по логике президента Удмуртии Александра Волкова, ему надо было построить Цирк, показать эту «красоту» Президенту России и получить за нее вожделенное право на дальнейшее «кормление» в республике. Первые две части плана удались – построил и показал, с третьей - аккордной частью - пока не ладится. А теперь еще, оказывается, надо заполнять таблицы с разными «дурацкими» показателями, где нет ничего про средние надои и среднюю яйценоскость кур-несушек. Под чутким руководством президента Волкова Удмуртия по данным показателям уже заняла второе и первое места в ПФО, при этом, правда, находится на последнем месте в округе по обеспеченности населения жильем. Но данным показателем можно, видимо, пренебречь, если высокими темпами растет средний надой молока с одной коровы. Хотя с чего бы не расти средним показателям, если так стремительно сокращается поголовье? Только за период торжественно отмеченной первой «президентской пятилетки» (октябрь 2000 - октябрь 2005 гг.) поголовье крупного рогатого скота в Удмуртии уменьшилось, по данным Госкомстата УР, с 481,8 тыс. голов до 437,9. Это примерно по 9 тыс. голов в год. Вполне достаточно для того, чтобы обеспечить положительную динамику средних надоев. Намолот зерна в Удмуртии за тот же период снизился, по официальным данным, с 893 тыс. тонн (18,7 ц/га) до 586 тыс. тонн (13,5 ц/га). Но об этих «успехах» не пишут. Говорят, что по устному распоряжению премьера Юрия Питкевича президенту Удмуртии показывают специальную «доработанную» статистику, отличающуюся от реальных данных. Наверное, это та самая статистика, которую каждый год печатают в типографии «Гарант-Принт» в виде цветного буклета и раздают потом на различных номенклатурных мероприятиях. Один раз ранней весной 2005 года кто-то очень умный посоветовал президенту Волкову напечатать буклет 200-тысячным тиражом и «покрыть» им все почтовые ящики столицы Удмуртии. В окружении президента республики всерьез полагали, что такая хорошая статистика обязательно должна успокоить протестные настроения в Ижевске. Через неделю на Центральной площади города собралось около семи тысяч ижевчан. Буклеты с «красивой» статистикой демонстративно рвали на части. Появись на площади тот, кому горожане были обязаны такой «хорошей жизнью», наверное, могли бы разорвать и его. Согласно методики, утвержденной Комиссией при Президенте РФ (пункт 10.1.4.), показатель «удовлетворенности населения деятельностью органов исполнительной власти субъекта РФ» характеризует уровень доверия населения к власти, в том числе к реализуемой в регионе социальной, экономической политике, а также степень открытости органов исполнительной власти субъектов РФ. Измерять этот показатель в регионах будет «уполномоченный орган (или) организация» в процентах от числа опрошенных. В распоряжении «Д» оказались данные одного из таких исследований, проводившихся в мае текущего года. По итогам этого опроса среди глав регионов ПФО президент Удмуртии Александр Волков и губернатор Кировской области Николай Шаклеин делят два последних места в рейтинге доверия со стороны граждан. Говорят, что президент Волков, комментируя в узком кругу свою низкую популярность, выразился в том духе, что с переходом на новый порядок назначения глав регионов у него больше нет избирателей. Значит, и тревожиться не о чем. Теперь, после появления в перечне показателей оценки деятельности органов исполнительной власти пункта «об удовлетворенности населения», у таких глав регионов, по крайней мере, должны появиться респонденты из числа опрошенных граждан.
«Оцениваются эффективность расходования бюджетных средств, динамика изменения показателей, характеризующих качество жизни, уровень социально-экономического развития региона, степень внедрения методов и принципов управления, обеспечивающих переход к более результативным моделям регионального управления. Результаты оценки позволяют определить зоны, требующие приоритетного внимания региональных и муниципальных властей, сформировать перечень мероприятий по повышению результативности деятельности региональных органов исполнительной власти, в том числе по оптимизации неэффективных расходов, а также выявить внутренние ресурсы (финансовые, материально-технические, кадровые и так далее) для увеличения заработной платы работников бюджетной сферы, повышения качества и объема предоставляемых населению услуг».
Выдержка из Методики оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ

Состав президиума Комиссии при Президенте РФ по вопросам совершенствования государственного управления и правосудия:

Собянин С.С. - руководитель Администрации Президента Российской Федерации (председатель Комиссии) Жуков А.Д. - заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, руководитель межведомственной рабочей группы по вопросам системы и структуры федеральных органов исполнительной власти при Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного управления (заместитель председателя Комиссии) Иванов В.П. - помощник Президента Российской Федерации, руководитель межведомственной рабочей группы по обеспечению мероприятий, связанных с реформированием и развитием государственной службы, при Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного управления (заместитель председателя Комиссии) Магомедов М.М. - заместитель председателя Комиссии Шувалов И.И. - помощник Президента Российской Федерации, руководитель межведомственной рабочей группы по вопросам федеративных отношений и местного самоуправления при Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного управления (заместитель председателя Комиссии) Ракова А.В. - заместитель руководителя Секретариата руководителя Администрации Президента Российской Федерации (ответственный секретарь Комиссии) Брычева Л.И. - помощник Президента Российской Федерации - начальник Государственно-правового управления Президента Российской Федерации Голикова Т.А. - заместитель министра финансов Российской Федерации Зеленин Д.В. - губернатор Тверской области Нарышкин С.Е. - руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации - министр Российской Федерации Самойлов С.Н. - советник Президента Российской Федерации Шаронов А.В. - статс-секретарь - заместитель министра экономического развития и торговли Российской Федерации Яковлев В.А. - министр регионального развития Российской Федерации Якушев В.В. - губернатор Тюменской области