Прямая Речь
В.В. Путин
«Вы хорошо знаете, что в гуманитарном просвещении Россия всегда имела не просто передовые, а часто и лидерские позиции и, надеюсь, мы их сохраним и в будущем, тем более что от уровня в этой сфере зависит и культурный, и моральный уровень в обществе в целом. Отмечу, что в условиях современного, довольно противоречивого мира ценность гуманитарного образования только возрастает, несмотря на то, что, на первый взгляд, на передовые позиции выходят знания в прикладных областях, связанных с техникой, с экономикой и так далее. Но необходимо видеть роль России в мире и понимать мотивы действий тех или иных общественных систем, государств, политиков. Без этой базы нам невозможно ни укреплять страну, ни развивать ее. И, наконец, без достижений в социальных науках невозможен кардинальный подъем всей российской науки. Наряду с развитием естественнонаучных дисциплин они являются фактором решения приоритетных государственных задач. Вместе с тем научное и методическое обеспечение гуманитарной сферы образования сегодня иногда, скажем так мягко, запаздывает: опаздывает и с современными учебниками, и с подготовкой самих специалистов, самих педагогов. Практически нет пособий, которые глубоко и объективно отражали бы события новейшей истории нашего Отечества. Учебники по истории и обществознанию подчас «останавливаются» на периоде 90-х годов прошлого века. Или бегло, абстрактно - а подчас и очень противоречиво, мягко говоря, - освещают события самого последнего времени». «Современному российскому обществу нужны глубокие мировоззренческие исследования. К сожалению, это очень часто подчинено текущей потребности, текущей конъюнктуре. И это жаль. Потому что нам не нужно конъюнктурить – нам нужны основные приоритеты, основные знания в этой области, глубокие, фундаментальные. И у нас нет никакой необходимости уходить от этой фундаментальности. На вашей конференции речь шла, насколько мне известно, также о необходимости формирования образовательных стандартов, как специалисты говорят, второго поколения. Известно, что существующие сегодня стандарты - это набор требований, прежде всего, к ученику: какие предметы и в каком объеме он должен изучать. Такой подход к образованию не решает задачу утверждения ценностных ориентиров и формирования личности. Суть же новых стандартов в том, что они должны поставить во главу угла не предметный, а общий личностный результат работы с учеником, со студентом. И здесь на первый план, конечно, выходит содержание образования, его соответствие запросам времени. Кроме того, новое поколение стандартов предъявляет и новые требования к самим педагогам, в том числе к преподавателям истории и обществознания. Известно, что на старом багаже сегодня далеко не уедешь. Поэтому надо помочь преподавателям и с переподготовкой, и с возможностями самообразования, с пополнением и обновлением их профессионального запаса. К сожалению, – а я с преподавателями в школах не так часто, но все-таки встречаюсь иногда – ясно, что здесь очень много проблем. Но, к сожалению, внимание этой сфере деятельности уделяется очень мало, а подчас вообще никакого внимания ей не уделяется. И это в сегодняшней ситуации, когда, наоборот, нужно как можно активнее людям помогать в этом! Потому что нет общих стандартов – и подчас просто каша в голове: в обществе – каша, и в голове преподавателей – каша!»
По сообщениям СМИ
«Во время Всероссийской конференции преподавателей общественных наук ее участникам была представлена написанная группой близких к Кремлю политологов «Книга для учителя» («Новейшая история России 1945–2006 гг.»), на основании которой должен быть создан новый школьный учебник истории. Написанная по заказу администрации президента, книга была выпущена издательством «Просвещение» и, по определению одного из авторов, сотрудника Фонда эффективной политики Павла Данилина, должна была «поставить некоторые ориентиры по преподаванию истории» и стать «первым опытом, призывающим к историческому гражданскому миру в нашей стране на фоне того беспредела, который творится в толковании исторических событий». Однако, судя по реакции участников конференции, вместо того чтобы положить конец «беспределу в толковании исторических событий», книга стала его новым витком. Больше всего споров вызвала последняя глава книги – «Суверенная демократия», посвященная периоду правления Владимира Путина, состоящая из параграфов «Курс президента В.В. Путина на консолидацию общества», «Внутренняя политика в начале XXI в. – восстановление государства», «Курс на суверенную демократию», «Восстановление позиций России во внешней политике».
Независимая газета
«Обществознание: глобальный мир в XXI веке» под редакцией Леонида Полякова и «Новейшая история России 1945-2006 гг.» Александра Филиппова не укладываются в привычные рамки. Обе книги выпущены ограниченным тиражом и с формальной точки зрения полноценными учебниками истории их назвать нельзя. Это учебники для тех, кто будет учить истории других: как для школьных педагогов, так и для «учителей самих учителей» - заведующих историческими кафедрами пединститутов. Книги стали сюрпризом Всероссийской конференции «Обсуждение актуальных проблем преподавания обществознания», прошедшей на этой неделе в Москве. 250 педагогов, также из числа победителей региональных конкурсов «Лучший учитель», и стали их первыми критиками. О том, какие чувства испытываешь, читая учебники, лучше всего говорят факты. Вы когда-нибудь держали в руках учебник истории, где описываются события... трехмесячной давности!? Не шучу: в книги включен анализ внешнеполитической деятельности российского МИД, заканчивающийся мартом 2007 года. Перечислены много здравствующих персонажей: президенты и министры, олигархи и политики, люди искусства и культуры.
Российская газета