фотоНадо сказать, что при выборе чтива, наши сограждане ведут себя патриотично, покупая в основном отечественных авторов. Но вот каких? Вся российская книжная индустрия, в части художественной литературы, покоится на трёх китах: Донцова, Маринина и Устинова. По объёмам продаж эти дамы могут соперничать со всей русской классикой, вместе взятой. Их необычайная плодовитость вызывает невольное уважение, а также закономерный вопрос, не маячат ли за их головами серые тени литературных рабов? Кто-то предоставляет тексты своих произведений, написанные от руки, кто-то просто отмахивается от этих домыслов. Им недосуг. Конвейер женских детективов не знает сбоев. Книга Марининой, вышедшая месяц назад, считается безнадёжно устаревшей. Если бы какая-нибудь музыкальная группа вздумала выпускать альбомы с такой же космической скоростью, то ни один вменяемый продюсер им бы этого не разрешил, а критики сожрали бы живьём за подобную неприкрытую штамповку. В книжном бизнесе всё наоборот. Если автор пишет книги, которые проглатываются за несколько часов, не оставляя после себя головной боли, связанной с мыслительным процессом, то, чем чаще он будет это делать, тем лучше. Существуют и некоторые тонкости, связанные с продажей данной печатной продукции. Сначала новинка выходит в дорогом варианте с твёрдым переплётом, мягкий макулатурный обязательно появится, но чуть позже. Но ведь к тому времени обязательно с пылу с жару появится ещё что-нибудь. Возникает дилемма: либо тратить в три раза больше денег, либо ждать. Многие предпочитают отстать на один этап этой сумасшедшей гонки и покупать дешёвые покет-буки, исходя из тезиса «Всё равно ж выкидывать». Следующая особенность, видимо, уникальна. Вряд ли это может быть продуманным маркетинговым ходом, потому что предсказать такое сложно даже самому дальновидному издателю. Дело в том, что некоторые женщины приходят в магазин без списка прочитанных книг любимого автора, и, как оказывается, зря. Книг уже прочитано немало, названия из головы уже выветрились, герои в книгах чаще всего одни и те же, да и сюжеты разнообразием не балуют. Поэтому после мучительных раздумий берётся книга, которая потом обнаруживается под диваном или прямо на столе. Не помогает ни перелистывание, ни даже чтение аннотации. С развитием массмедиа появились новейшие жанры литературы, пользующиеся спросом у публики, считающейся продвинутой. Один из них неразрывно связан с другим важнейшим искусством – кинематографом. Все знают, что по книгам снимают фильмы и зачастую неплохие. Можно долго спорить, что интересней, читать книгу или смотреть по ней фильм. Однозначного ответа здесь нет, важно другое. Экранизация, если она, конечно, удачна, выгодна всем, потому что неизменно вызывает всплеск интереса к первоисточнику. Например, сейчас, в связи с появлением телесериала, книжные магазины приобрели Колымские рассказы Варлама Шаламова, а ещё месяц назад они никого не интересовали. Похожая история произошла и с зюскиндовским Парфюмером, до показа нашумевшего фильма о нём знали немногие, теперь же он стоит в одном ряду с бездарным, но тоже модным Кодом да Винчи. Необходимо упомянуть и о диаметрально противоположном процессе, известном как новеллизация. Любовь-морковь, 9 рота, Меченосец - сюжеты всех этих шедевров пересказаны простым, предельно доступным языком в одноимённых книгах. Особую ценность этим фолиантам придают обязательные цветные вкладки с кадрами из фильма, созерцая которые так приятно раз за разом освежать в памяти впечатления от уже просмотренного. Так что не стоит удивляться, увидев на книжном прилавке обложку фильма Ночь в музее с Беном Стиллером. Это нормально. Новеллизации подлежит всё, от диснеевских мультфильмов до пошлых русских комедий. Выпускаются даже печатные версии телевизионных сериалов, причём издателя не волнует, что это будет восьмитомник, начисто лишённый художественной ценности. Значит, кто-то это читает. Существуют и совсем уж клинические случаи. Например, один талантливый человек сочиняет рассказ, следующий пишет по нему киносценарий, по сценарию снимают фильм, а уже по фильму снова пишут книгу и предлагают её вашему драгоценному вниманию. Вот вам, пожалуйста, трижды переваренный продукт. Приятного аппетита. Впрочем, есть и образцы филигранного взаимодействия этих двух видов искусства, и, если вы знаете, кто такой Питер Гринуэй, если вы смотрели трилогию Чемоданы Тульса Люпера, то очень советую прочитать гринуэевскую же книгу Золото, являющуюся частью этого масштабного арт-проекта. Теперь же обратимся к литературе, надёжно оккупировавшей топ-листы книжной продукции, - литературе гламурной. Явление сравнительно новое и крайне неоднозначное. Как сказал один мой знакомый, обвинённый в просмотре Дома-2: «Я смотрю это дерьмо, потому что пытаюсь понять, как можно смотреть это дерьмо». С сопутствующей литературой такая же история. При виде новой книги Оксаны Робски и Ксении Собчак люди начинают возмущаться, негодовать, а потом выкладывают за неё свои кровные. Возможно, этот странный выверт сознания ещё будет тщательно изучен психиатрами. Надо ли говорить, что книга шуток Comedy Club стоит чуть-чуть, но дороже книги Достоевского. Потому что востребованнее. Медийные же персонажи, зная про нездоровую любовь народных масс к их личностям, выпускают на потребу публики всё новые и новые книги. Астахов и Малиновская, Моисеев и Наталья Штурм, Хакамада и Малахов... Этот список можно продолжать ещё долго. Народ злится, но покупает. Писательское мастерство здесь, как ни крути, отступает на второй план. Это уже литература статусная – хочешь соответствовать моде, читай Пауло Коэльо. Примерно тот же случай, что с модными очками. Впрочем, не всё так плохо, и до сих пор находятся отщепенцы, читающие Кафку и Мисиму, знающие, кто такие Мишель Уэльбек и Рю Мураками. Просто их очень мало.
P.S. Кстати, пока я работал в книжном, в наш магазин два раза приходили милиционеры, в смысле за покупками. Один из них купил книгу из серии Star wars, второй, после долгого размышления, Регалии и награды войск СС.
Собственная библиотека остается характерной чертой домашнего интерьера и образа жизни российского человека – свыше двух третей опрошенных имеют в своих домах и квартирах более или менее солидные собрания художественной литературы. У 14% россиян книг – по крайней мере, художественных – в доме нет вообще. В течение последних двух лет художественную литературу покупали около трети россиян. Чаще всего это были произведения современных отечественных авторов (22%), реже – современная зарубежная литература или отечественная классика (9% и 8% соответственно). Литература советских времен и зарубежная классика пользуются значительно меньшей популярностью (по 4%). В значительной части домашних библиотек (44%) есть книги, которые достались семье от старших поколений. Однако только 14 % респондентов утверждают, что старые книги составляют большую часть их библиотеки. Заметно больше (22%) тех, в чьих собраниях преобладают новые книги – приобретенные респондентом или членами его семьи. А в библиотеках 39 % опрошенных книг, перешедших по наследству, нет совсем.
www.fom.ru