фотоПрибыв на место, первым делом журналисты попытались подсчитать количество автомобилей участников. Выходило более 300. Здесь же резвились юные велосипедисты. На их «байках» тоже красовался логотип акции, но от участия в ней они воздержались: «холодно и ветер». А в целом поддерживают автомобилистов – дороги в Ижевске плохие, а кому, как не им, велосипедистам, об этом знать. Пытаемся найти на парковке личные автомобили служащих мэрии. Их нет. В это время из дверей мэрии выходит замглавы администрации Сергей Протозанов. Просим прокомментировать происходящие. Выяснилось, что как автомобилист он, конечно, возмущен состоянием дорог, но как чиновник предлагает другие способы обратить внимание властей на проблему. Например, есть Интернет-приемная на сайте Администрации г. Ижевска, где каждый желающий может оставить свою претензию. На вопрос «Дня», не были ли вызваны многочисленные заседания и совещания по поводу дорог в столице Удмуртии первой акцией автомобилистов, Протазанов ответил: «Если кто-то думает, что администрация не ездит по дорогам и не знает о состоянии дорог, то это неверно. Мы сами испытываем, где какая-то дорога в более худшем положении и стоит пересмотреть наши планы и отремонтировать ее в первую очередь». Тем временем участники акции продолжали прибывать. «Мужики! Кому нужен скотч?» - предлагал «крепеж» для логотипа кто-то из участников соседям по колонне. К слову, дамы в пробеге тоже участвовали и их машины блестели, как будто только из мойки в отличие от авто некоторых мужчин. Мы попытались найти организаторов, чтобы узнать, где обещанный автобус для прессы. Но организаторы были очень заняты. Пришлось использовать чудеса дипломатии, чтобы уговорить коллегу из электронного СМИ посадить нас к себе. И вот мы, уже сидя в иномарке, пристраиваемся в хвост автоколонны участников акции. «У меня нет огнетушителя, поэтому, чтобы не подставлять организаторов, эмблему акции вешать не буду», - категорично заявляет хозяйка авто. Мы прикрепляем к лобовому стеклу аккредитацию Администрации Президента и Правительства УР, где крупно написано «Пресса». Выехав на проезжую часть, понимаем, что мы совсем даже не в хвосте, а где-то в середине колонны. Передняя «девятка» недолго держала предписанный акцией строй и при первой же возможности оторвалась от нас на светофоре. Мужчина на «десятке» с собачкой на лобовом стекле продержался дольше и обогнал нас только на Холмогорова, превысив минимум в два раза рекомендованную организаторами скорость. «Девчонки, я здесь ям не знаю! Я боюсь!» - предупредила нас наш «вожатый», когда мы выезжали на Удмуртскую. Ямы не заставили себя ждать. «Посмотрите, у меня колпак не вылетел?» - спросила владелица авто после удара о первую колдобину. Обошлось. Подъезжая к Советской, коллега припомнила, что устроители обещали заполнить самую глубокую и широкую яму разменной монетой (мелочью) - «подрядчикам на ремонт». Но эту «золотую» яму мы так и не нашли. Автопробег со всеми светофорами занял полтора – два часа. Акция прошла без осложнений. На этот раз сотрудники ГИБДД никого не задерживали. На заключительном этапе у резиденции президента организаторы провели сбор подписей участников под открытым письмом президенту Удмуртии Александру Волкову и главе города Виктору Балакину. В нем автомобилисты потребовали создать комиссию при президенте УР по контролю за состоянием дорог с включением в ее состав членов автомобильной общественности. Кроме того, автомобилисты требуют назначить лиц, ответственных за контроль за расходованием денежных средств территориального дорожного фонда и предложили обязать «Удмуртавтодор» ежеквартально публиковать отчеты о проделанной работе и о расходовании средств дорожного фонда. Сбор подписей продлится до понедельника, после чего его доставят адресату.
фотоЯмы и дыры
Во вторник же, за несколько часов до начала акции автомобилистов, при содействии газеты «Комсомольская правда - Удмуртия» состоялся «круглый стол», темой которого стали дороги Удмуртии. Вступление сделал заместитель начальника «Удмуртавтодора» по эксплуатации Виктор Вахрамеев. По его словам, на балансе предприятия находится 6 тыс. км дорог (3,5 тыс. км – асфальтовые и 2,5 - гравийные) и 360 мостов. Из 3,5 тысяч километров асфальтовых дорог требует капитального ремонта 2,5 тысячи. Всего капремонт нужен 80 процентам асфальтового полотна. Для этого, по информации Вахрамеева, требуется 18 млрд рублей, в то время как в 2007 году выделено только 2 миллиарда. Сказав это, он тут же уточнил, что подобная ситуация с дорогами и у соседей - в Татарстане, Свердловской области и Перми. Наиболее напряженная ситуация складывается на трассах «Ижевск-Воткинск» в сутки здесь проезжает свыше 12 тысяч автомобилей. Далее был назван Сарапульский тракт и дорога Казань - Ижевск - Можга. «Дороги в основном строились в 60-70 гг., когда фуры перевозили по 8 тонн. Сейчас перевозят по 15 и более тонн» - привел одну из причин плачевного состояния дорог заместитель начальника «Удмуртавтодора». «Это проблема всей Российской Федерации. Основные финансовые средства направляются не на капитальный ремонт, а на реконструкцию и строительство дорог», - закончил свой доклад Вахрамеев. О ситуации в Ижевске рассказал начальник Управления благоустройства и транспорта (УБиТ) Администрации Ижевска Алексей Закурдаев. По его словам, в столице Удмуртии для проведения капитального ремонта дорог требуется 3-4 млрд рублей. «Погодные условия ноября - начала декабря наложили негативный отпечаток на ситуацию в городе. Я не помню, чтобы было такое состояние дорог за последние десять лет. Одна из основных проблем – недоремонт дорог в капитальном плане. Постоянный ямочный ремонт. Дороги уже выглядят как штопанные-перештопанные штаны. Даже при отсутствии ям ездить по ним крайне неприятно» - поделился своим опытом Закурдаев. Несмотря на хроническое недофинансирование (ежегодно требуется по 100-200 млн руб.), Алексей Владимирович обещал, что через 1,5 - 2 месяца большую часть дорог в Ижевске приведут в нормативное состояние. Помнят в УБиТе и про пробки на центральных улицах Ижевска. Проезжую часть в этом году будут расширять за счет газонов. Представитель Сарапула сообщил присутствующим, что у них в городе на дороги выделяется 5 млн рублей, но в эту сумму входит благоустройство улиц и кладбищ, отлов бездомных животных. Сарапулу дополнительно необходимо как минимум 10 млн рублей. Представитель ГИБДД УР рассказал, что неудовлетворительное состояние дорог - причина многих ДТП. Так, за три месяца текущего года в республике произошло 97 ДТП по вине балансодержателей дорожного полотна - из-за ям, выбоин и прочих дорожных проблем. В этих дорожно-транспортных происшествиях, которые составляют около 30 процентов от общего количества ДТП с пострадавшими, погибли 11 человек и 109 были травмированы. Сотрудники ГИБДД выписали 410 предписаний предприятиям и должностным лицам, которые отвечают за ремонт дорог. В общей сложности наказаны более 180 должностных лиц. В дискуссии журналистам удалось выяснить, что на ямочный ремонт одной выбоины требуются одни сутки. Расклад такой: 80 процентов рабочего времени (6 часов) - подготовка и зачистка, плюс 2 часа (20%) на непосредственное заполнение наполнителем. Любое отклонение от одних суток является нарушением ГОСТа. «Ямочный ремонт в 1,5 раза дороже, чем пройти одним слоем асфальтового бетона под асфальтовый каток. Сразу весь город не заасфальтируешь, должна быть программа, чтобы постепенно недоремонт ликвидировать», - резюмировал Вахрамеев. Страховщики рассказали, что нередко автомобилист попадает в яму, зачищенную для ремонта, и автомобиль после этого надо эвакуировать спецтехникой. Так, девушка попала в яму и разбила диск колеса на пересечении улиц 9-е Января и 10 лет Октября. Представитель подрядчика так прокомментировал этот случай, что стало ясно, в любой ситуации виноватыми являются сами автомобилисты, которые либо не соблюдают скоростной режим, либо имеют небольшой опыт вождения. В завершении автомобилистов Ижевска в очередной раз призвали потерпеть еще чуть-чуть: «Закончим полностью объездную дорогу, исключим проезд большегрузного и легкового транспорта, легче станет», - пообещали чиновники.