фотоЧто я имею ввиду? Проще всего это объяснить через сравнение «300 спартанцев» образца 2007 года, с одноименным фильмом, снятым Рудольфом Мате за полвека до этого, в 1962 году. Кстати, очень удобно, что на прошлой неделе, когда «Спартанцы» были запущены в российский кинопрокат, НТВ показало как раз старую версию истории царя Леонида... Так вот старый фильм - тоже не бог весть что. Историческая реальность там также подменена тем, что можно назвать «голливудо-геродотовым мифом». Представление о том, что в 480 году до нашей эры Греция подверглась нашествию миллионов или даже сотен тысяч воинов персидского царя Ксеркса, давно уже не воспринимается специалистами. Еще в начале прошлого века германский военный историк Ганс Дельбрюк писал, что если верить Геродоту, исчислявшему армию персов в 4 миллиона 200 тысяч человек, включая обозы, то следует признать, что их походная колонна должна растянуться на три тысячи км, и «когда передние подходили к Фермопилам, последние могли бы как раз только еще выступить из Сузы по ту сторону Тигра». Учитывая такие факторы как населенность, обеспеченность продовольствием, доказанную на гораздо более поздних примерах закономерность эффекта преувеличения численности противника в народном сознании, наконец, законности собственно военного характера, Дельбрюк оценивает численность персидской армии не более, а, скорее даже, и менее совокупных сил греков, то есть в несколько десятков тысяч человек. Безусловно, греки, основой политической системы которых являлся полис (город-государства) - то есть община свободных граждан, не могли не воспринимать угрозу включения своей страны в состав деспотической империи персов, как угрозу своим основополагающим ценностям и своей свободе. И все же исторический комментарий, которым предваряется фильм 1962 года, в котором говорится, что греки защищали принципы свободы от рабовладельческой империи Ксеркса, выглядит, мягко говоря, не совсем корректно. Строго говоря, те же спартанцы были никем иным как организованной корпорацией угнетателей, силой оружия и жестокими репрессиями господствующими над массой крепостных (илотов), а большая часть Греция уже уверенно стала на путь, приведший ее в последствии к системе классического античного рабовладения, при которой свободные ценили свои гражданские права, зато рабов, строго говоря, уподобляли живым орудиям труда. Общественно-экономический же строй Персии базировался как раз на эксплуатации не рабов, а формально свободных крестьян, с которых взимались налоги в пользу государства. Таким образом, историческая реальность гораздо более неоднозначна, чем это предстает в голливудской продукции. Не меньшие претензии можно предъявить «Спартанцам» 1962 года и в отношении игры актеров - образы выстроены весьма схематично, иранский президент с тем же успехом мог обидеться на то, каким откровенно глуповатым и жестоким даже к собственным подданным правителем выведен в старом фильме лидер персов Ксеркс. Военная тактика спартанцев там выглядит вообще каким-то верхом легкомыслия - такими тактическим приемами, как поджигание пучков соломы или падение всей шеренги воинов наземь в решающий момент атаки неприятельской конницы, можно побеждать противника только на съемочных площадках. И все же Рудольф Мате снимал «300 спартанцев» как исторический фильм. Пусть и в угоду зрелищности и с учетом стереотипов массового зрителя. Это был фильм содержательный, не только в том плане, что нес в себе какую-то идею, но и в плане включенности в диалог с определенной культурной традицией, опоре на классические тексты и, если угодно, на классическое школьное образование. Как же обстоит дело с фильмом 2007 года? Официальная легенда гласит, что исторический блокбастер 1962 года произвел сокрушительное впечатление на ребенка по имени Фрэнк Миллер; ребенок вырос, стал рисовать комиксы и в 1998 году оживил свои детские впечатления в комиксе под названием «300». «И вот теперь круг замкнулся, - пишет «Эксперт». Миллеровский комикс, экранизированный молодым режиссером Заком Снайдером, вернулся к своим кинематографическим истокам». Исторический фильм - это почти всегда объект массовой культуры. Исторический фильм, который стремится уподобиться комиксу - наверное, самому крайнему выражению маскульта - это объект массовой культуры в кубе. И это основной тезис защитников «Спартанцев» Снайдера: это ж комикс - не парься, наслаждайся зрелищем. Что касается «зрелища», то это, пожалуй, на любителя. Я, например, не очень люблю мультфильмы, пусть даже в самой лучшей 3D-графике. Ничего не имею против нарисованных на компьютере полчищ или древних городов, но только если они при этом выглядят почти как настоящие. А серьезно воспринимать, как спартанцы радуются, гладя на тонущий в буре мультяшный флот персов, - как-то не получается. Отдельно о, так сказать, телесной фактуре. Триста спартанцев, одетые лишь в плавки и красные накидки на плечах отправляются в многодневный военный поход. Тут даже не задаешься вопросом, куда они провизию засунули (разве что в трусы?), понятно, что главное тут - обнаженные могучие торсы воинов, которые зритель обречен наблюдать все 2 часа фильма. Невольно приходишь к мысли, что оскорбленному иранскому руководству следовало бы в отместку вспомнить, что согласно историческим источникам в спартанском военном сообществе культивировалась любовь к юношам и снять фильм «Триста гомосексуалистов, которые прозевали Фермопилы». Зато тела отрицательных персонажей фильма Снайдера - многих персов, предателей эфоров, предателя Эфиальта - уродливы до такой степени, что возникает вопрос: как там с политткорректностью в США, не отменили еще? В фильме почти нет женщин, практически одна жена Леонида, но связанные с ней мелодраматические эпизоды, почему-то оказываются самыми занудными, частью просто содранными из «Гладиатора», но там-то герои - это живые люди, а не персонажи комикса. Представьте еще себе такую сцену: царь Леонид прощается с супругой, играет лирическая музыка и любящая жена говорит ему, что бы вы думали? Ну, конечно: «Возвращайся - со щитом или на щите!» Причем сделана эта вся сцена без всякого намека на юмор. Откровенный стеб авторы фильма допустили, пожалуй, лишь, создавая образ Ксеркса. Этот восточный владыка тоже ходит исключительно в плавках, ярко накрашен, носит золотые ошейники и пирсингован по всему телу - в общем выглядит и ведет себя как обкуренный трансвестит из садо-мазохистского фильма. При этом он еще раза в полтора-два выше обычного человека. От первого появления Ксеркса на экране первые две секунды просто находишься в культурном шоке, а потом остается просто смеяться. Наверное, если бы создатели «300» выдержали линию на такой вот тонкий гротеск на протяжении всего фильма, эффект был бы иным, и черт с ней, с политкорректностью. Но откровенная пафосность большинства эпизодов сводят все на нет. Критиковать сам фильм невозможно. Он прорывной. В том смысле, что зафиксировал: сегодня для того, чтобы сделать фильм про царя Леонида и спартанцев, павших в боях за Фермопилы - не нужен уже ни сам Леонид, ни спартанцы, ни даже Фермопилы. (Не случайно, кстати, что название Фермопильского прохода в фильме вообще ни разу не упоминается - там фигурирую кажется какие-то «Огненные врата» а ля Толкиен). Не нужен ни Геродот, ни даже соответствующая страничка из школьного учебника. Сказать по совести, я вот написал это и подумал, что в будущем для рецензий на такого рода фильмы, без всего этого тоже можно будет обойтись. «Зрелищно - незрелищно», - такого критерия будет вполне достаточно. - А что это? - спросил я. - Развитой постмодернизм - это такой этап в эволюции постмодерна, когда он перестает опираться на предшествующие культурные формации и развивается исключительно на своей собственной основе. Я даже смутно не понял, что Калдавашкин имеет в виду. - Что это значит? Калдавашкин несколько раз моргнул своими глазами васильками в прорезях маски. - Как раз то самое, что ты нам сегодня продемонстрировал во время своей речи, - ответил он. - Ваше поколение уже не знает классических культурных кодов. Илиада, Одиссея - все это забыто. Наступила эпоха цитат из телепередач и фильмов, то есть предметом цитирования становятся прежние заимствования и цитаты, которые оторваны от первоисточника и истерты до абсолютной анонимности. (В. Пелевин «EMPIRE V»)».
ИЗ СООБЩЕНИЙ СМИ «300 спартанцев» - это вторая киноадаптация знаменитых комиксов Фрэнка Миллера. Первым был «Город грехов» Роберта Родригеса. Теперь же клипмейкер Зак Снайдер решил перенести на экран рисованную версию героической битвы при Фермопилах. Тогда, сообщает историк Геродот, 300 бойцов из Спарты встали на пути двадцатитысячной армии персидского царя Ксеркса. Все они погибли, но дали своим союзникам время собраться с силами и защитить Древнюю Грецию от нашествия врагов. Снайдер, однако, снимал кино именно про комиксы Фрэнка Миллера, перенося их на экран с максимальной точностью… Работа практически не выходила за пределы съемочных павильонов. Снайдер и продюсер фильма Джанни Нуннари решили сделать картинку такой сногсшибательной, что заведомо бессмысленно было искать ее в живой природе. Вместо этого они сняли все эпизоды на нейтральном синем и зеленом фонах. А затем за работу взялись несколько десятков компьютерных художников, которые с маниакальной скрупулезностью целый год рисовали апокалиптические небеса, огромных боевых слонов, великанов в три человеческих роста и облако стрел, которое – потрясающий кадр – полностью заслоняет солнце.
КоммерсантЪ
Советник иранского президента по вопросам искусства Джавад Шамкадри подверг резкой критике американский фильм «300»… По его словам, он является частью хорошо продуманной психологической войны, которую США ведут против Ирана. «После исламской революции Голливуд и американские чиновники от культуры предприняли целую серию исследований по возможной дискредитации иранской культуры» - добавил он. Однако, считает Шамкадри, все усилия США напрасны, поскольку «ценности иранской культуры и исламской революции слишком крепки, чтобы пошатнуться от таких планов».
Лента.Ру