В феврале 2007 года на территории Удмуртии собрано 3 млрд. 589 млн. руб. налогов и сборов (без учета ЕСН). Это на 1 млрд. 61,7 млн. руб. меньше, чем в январе и на 659 млн. руб. меньше чем в феврале 2006 года.В совокупности с другими налоговыми платежами, которые лежат на плечах физических лиц (граждан и индивидуальных предпринимателей), казна республики в большей степени формировалась за счет населения. С доходами от прибыли в феврале было не очень. По сравнению с январем поступления налога на прибыль от промышленных предприятий снизились на 37 процентов (и на 13 процентов по сравнению с февралем 2006 года). В целом же доходная часть консолидированного бюджета Удмуртии в феврале превысила прошлогоднюю на 34,3 процента. Правда, если вывести из нее произошедший прирост финансовой помощи из федеральной казны и доходы, полученные от продажи республиканской и муниципальной собственности, этот показатель снизится до 15,5 процентов. Сумма дотаций, субвенций и субсидий из федеральной казны в феврале текущего года, действительно, существенно возросла. По сравнению с февралем 2007 года рост составил 3,2 раза. В то же время налоговые платежи, поступающие в федеральный бюджет с территории Удмуртии, в первые два месяца нового года оказались на 5,4 процента ниже суммы налоговых доходов, ушедших в Москву в январе-феврале 2006 года. В результате этой подвижки централизация бюджетных ресурсов (с учетом возвращающихся в республиканский бюджет средств в виде дотаций, субвенций и субсидий) составила в январе 67,4 процента, а в феврале этот показатель снизился до 60,4 процента. Сумма налогов, собранных на территории Удмуртии и оставшихся в республиканском и местных бюджетах, выросла в январе-феврале 2007 года более чем на четверть. Как уже сказано выше, в основном это были деньги, выплаченные в бюджет населением. Умеренные бюджетные доходы в феврале разошлись с резко подросшими во втором месяце года расходами консолидированного бюджета Удмуртии. По сравнению с январем рост оставил 2,3 раза (по отношению к февралю 2006 года расходы увеличились на 28,8 %). Дефицит месяца - около 400 млн рублей, большая часть из которых была закрыта за счет сокращения остатков на бюджетных счетах. Всего с начала года сокращение остатков, согласно отчетам минфина УР, должно было составить значительную сумму – около 1,2 млрд рублей. После «зажатого» на расходную часть января в феврале ожидался существенный рост бюджетных расходов. Причем буквально в разы. Лидером по динамике оказались расходы на транспорт. Эта подлежащая приватизации отрасль начала усиленно финансироваться сразу после первых решений Правительства УР об акционировании автотранспортных ГУПов республики. Раньше, в период активного передела активов АПК, так же динамично финансировали статью «сельское хозяйство и рыболовство». В феврале расходы на сельское хозяйство выросли только на 39,3 процента по сравнению с январем (и на 44,6 % по отношению к данным за февраль 2006 года). Однако эти данные не идут ни в какое сравнение с тем, что происходило в транспортной отрасли. Здесь бюджетное финансирование возросло многократно – в 8,5 раз по сравнению с январем текущего года и в 2,4 раза по отношению к февралю прошлого. Не остались в стороне и сами органы власти и управления – расходы на их содержание увеличились в 2,3 и 1,5 раза соответственно. На этом фоне сплошной положительной динамики режут глаз «замороженные» расходы на жилищно-коммунальное хозяйство. В феврале 2006 года на ЖКХ в консолидированном бюджете Удмуртии было выделено 98 млн рублей, фактически эта же сумма была направлена в данную отрасль и в феврале текущего года. Впервые с момента монетизации льгот в отчетах минфина прошел существенный рост расходов на «социальную политику» - в 1,5 раза по сравнению с январем-февралем 2006 года. В абсолютных цифрах прирост составил 143,5 млн рублей. Однако, большую часть расходов на эти цели по-прежнему съедают не столько люди, сколько содержание социальной инфраструктуры. Политика республиканских властей здесь не претерпела существенных изменений. Скорее, наоборот, реальная помощь населению со стороны регионального и местных бюджетов снижается, а нагрузка федерального бюджета растет. Так, за январь-февраль 2007 года по линии субвенций и субсидий в республиканский бюджет из федеральной казны поступило почти 524 млн рублей, адресованных различным категориям населения в качестве доплат к зарплатам, пособиям, дотации на лекарства, на переобучение безработных и другие формы социальной поддержи. Эти федеральные 524 млн рублей на поддержку населения составили порядка 17 процентов в общей сумме расходов консолидированного бюджета Удмуртии в январе-феврале.
табл.