фотоЭти специалисты еще постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 1930 года имели право на льготу в виде бесплатного предоставления жилья, отопления и электричества. Такое право играло немаловажную роль в привлечении для работы в глубинке молодых специалистов, врачей, учителей, клубных работников и специалистов сельского хозяйства. 122-й закон «спихнул» заботу о предоставлении льгот сельским специалистам по оплате коммуналки на уровень субъектов Федерации, то есть в нашем случае на бюджет Удмуртской республики. В течение 2005 года на местах творилась полная «самодеятельность», каждая районная администрация «выплывала» на свой лад, но все «плыли» в одну сторону – заставить работников муниципальных учреждений платить коммунальные платежи «живыми» денежками из своего кармана. Вот что говорит об объеме и содержании этой льготы бывший главный врач Каракулинской Центральной районной больницы Галия Черницына: - Если медработник с семьей живет в муниципальном жилом доме (а в райцентрах это, как правило, так), то в год при проживании, скажем, в 3-комнатной квартире, такая льгота выходила примерно в объеме 25 тысяч рублей. Это то, что семья экономила в своем бюджете, не оплачивая содержание, отопление и электроэнергию. Платили только за воду, вывоз мусора. Кто жил в своих домах, могли бесплатно получить 15 кубометров дров или 3 тонны угля. С вступлением в действие 122-го закона нам пообещали на первый квартал 2005 года оставить прежнюю систему, но предупредили, что уже с 1-го апреля будет введен новый порядок, якобы, введут «меры социальной поддержки», то есть вы, мол, сначала заплатите коммунальные платежи в полном размере, а потом мы вам что-то вернем. На самом деле возвращали какую-то незначительную часть, и то нерегулярно, то за месяц, то за квартал. Могу сказать на своем конкретном примере: при новом порядке мне за год вернут 900 рублей, тогда как я ежемесячно плачу только за газ, которым отапливается дом, порядка 800 рублей. Пошли платежки с долгами. У нас в ЦРБ образовалась инициативная группа, которая стала собирать нормативную базу, на которую ссылались местные власти, вводя новый порядок оплаты коммунальных платежей. Подали в суд на отмену незаконных, на наш взгляд, решений. И на 2005 год мы в суде выиграли, чтобы нам вернули прежний порядок. Надо понимать, что свалить все эти компенсации на местное самоуправление – значит заранее обречь людей остаться без льгот, потому что в Удмуртии все районы дотационные, денег в местных бюджетах нет. Да и районы очень разные по возможностям. Получается, что по уровню достатка всех медработников теперь разделят, то есть возникнет социальная дискриминация в зависимости от места проживания. Хотя эта дискриминация уже фактически возникла из-за введения нацпроекта – примерно треть врачей в нашей ЦРБ получает существенные надбавки, а у остальных средняя зарплата не превышает 5 – 7 тысяч рублей в месяц, из которых примерно на треть теперь претендуют коммунальщики. Сейчас мы готовим документы для подачи иска в Конституционный суд РФ. Примерно такой же хаос царил в Сарапульском районе, где новый порядок пытались ввести с помощью нигде не опубликованного постановления главы районной администрации. Врачи Сигаевской больницы в суде оспорили этот нормативный акт. Суд его отменил, обязав выпустивший его орган возместить убытки, понесенные истцами. Но глава района уже спустя четыре месяца издает аналогичное постановление, которым опять вводятся ограничения по возмещению отмененных льгот. Что тем временем творится на уровне республики? Ведь 122-й закон статьей 153 обязал субъекты сохранить размер отмененных льгот. Госсовет УР 29 декабря 2005 года утверждает закон № 92 «Об оплате труда и мерах социальной поддержки работников госучреждений УР», а почти год спустя, 21 ноября 2005 г., «во исполнение» этого закона правительство УР принимает постановление № 163 «О порядке предоставления мер социальной поддержки работникам госучреждений УР», которое «спущено» на муниципальный уровень «под копирку». И теперь объем прежней льготы получателям существенно урезан, а именно, введено ограничение по площади и по составу семьи. Льготой теперь может воспользоваться только сам специалист и его несовершеннолетние дети, но на престарелых родителей и даже на супруга (супругу) льгота уже не распространяется. А сам получатель вправе претендовать на компенсацию лишь в объеме так называемой «социальной нормы» жилья, то есть на 18 квадратных метров. Мы попросили прокомментировать ситуацию с предоставлением медработникам в сельской местности льготы по оплате коммунальных платежей председателя рескома профсоюза работников здравоохранения Инессу Петрову. Вот что она сказала: - Вопросами сохранения коммунальных льгот проживающим и работающим в сельской местности медицинским работникам и членам их семей мы занимаемся с 2004 года, как только вышел 122-й закон. Мы прогнозировали, что динамика пойдет по пути урезания прав работающих медиков и, самое тяжелое, неработающих пенсионеров, которые имели это право. Наша работа была направлена на то, чтобы сохранить порядок предоставления, но, к сожалению, властные структуры проигнорировали наши обращения. С момента вступления в силу нового Жилищного кодекса, в течение 2005 года картина на местах была пестрой, но затем установился единообразный порядок, который в целом существенно урезал объем прежде предоставляемых специалистам-медикам льгот. Через судебные решения со второй половины 2005 года мы добились сохранения льготы в натуральной величине на период 2005 года, то есть на то время, пока не было нормативного акта на уровне субъекта. В своей тактике борьбы за сохранение этой льготы для медработников мы опираемся на статью 153 122-го закона, которая трактует, что объем льготы должен быть сохранен напрямую или через компенсационные механизмы тем работникам, которые получали их по состоянию на 31.12.2004 г. И сегодня мы убедились, что нужно говорить о компенсационном механизме потерь. Нам удалось заключить трехстороннее соглашение между правительством УР, федерацией профсоюзов УР и работодателями на 2007-2009 годы, в котором правительство взяло на себя обязательство ввести меры социальной поддержки с учетом требований статьи 153. Второе. Мы научили председателей профкомов работать с органами местного самоуправления в рамках устава муниципального образования, чтобы на местах учитывали эту выпавшую льготу медработников. Но, надо признать, что в настоящий момент ни одно муниципальное образование в Удмуртии не в состоянии самостоятельно решить эту проблему из-за несовершенства межбюджетных отношений. Дальнейшая тактика действий нашего профсоюза будет состоять в том, чтобы содействовать развертыванию массовой кампании подачи исков. Форму и содержание исков мы сейчас разрабатываем с учетом отрицательного опыта оспаривания пенсионерами ущемления их прав на прежние льготы. Инесса Михайловна Петрова ознакомила меня с перепиской, которую реском медиков вел по интересующей нас тематике с Госсоветом УР. В письме от 27 декабря 2006 года на имя Игоря Семенова Петрова излагает все нормотворческие перипетии льгот сельских медиков и резюмирует, что «социальная политика муниципальных образований зависит от позиции республиканских властей, что проявляется в подходах к планированию финансовой обеспеченности межбюджетных отношений… разработка компенсационных механизмов требует согласованной позиции властных структур всех уровней». На что отраслевой профсоюз медиков в конце января текущего года получил из Госсовета ответ за подписью Светланы Кривилевой, председателя постоянной комиссии по социальной политике. Светлана Петровна делает ссылку в своем ответе на заключение правового управления Госсовета, подготовленное заместителем начальника Е.Н. Шапкиной, где есть такой оборот: «В соответствии с требованиями статьи 153 ФЗ № 122 при издании органами государственной власти субъектов и органами местного самоуправления… размеры и условия социальных выплат… не могут быть ниже… предоставлявшихся… по состоянию на 31 декабря 2004 года. По состоянию на 31 декабря 2004 года не было принято ни законодательных актов РФ, законодательных актов УР, устанавливающих размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг для каких-либо категорий граждан. (Здесь Инесса Михайловна возражает правоведам Государственного совета, считая, что такой акт был, и это именно постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 1930 года, на основании которого сельские медики имели льготу и который надлежало исполнять в период правового «вакуума». – Н.Г.) Учитывая изложенное, считаем, что постановление № 163 не противоречит статье 153 федерального закона № 122». В ответе Кривилевой есть также информация о том, что в Прокуратуру УР направлено обращение о проверке нормативных актов местного самоуправления, принятых во исполнение закона УР «Об оплате труда и мерах социальной поддержки работников госучреждений УР». Обещала известить о результатах проверки. Самое любопытное в нынешней ситуации то, что учителя, работающие и проживающие на селе, смогли отстоять полный объем своих льгот. Так что теперь дискриминация медиков, как значительной части сельской интеллигенции, выглядит еще более вопиющей. А речь идет ни много, ни мало об интересах девяти с половиной тысяч человек. Считая с членами семей, это будет не меньше тридцати тысяч человек. Кто скажет последнее слово в этом споре?