фотоЕсли у «проказницы-Мартышки, Осла, Козла и косолапого Мишки» (кстати, последний персонаж делает параллель басенного сюжета с неуклюжими действиями Михаила Зурабова еще более очевидной), по свидетельству компетентного эксперта Соловья, просто отсутствовал слух для достижения поставленной цели, то у нынешних реформаторов не наблюдается исходного понимания того, что пенсионная, как и социальная политика в целом, политика не может строиться в современном государстве по остаточному принципу. По сути, сегодня Зурабова упрекают в том, что он отказывается от предусмотренного реформой накопительной системы пенсионного обеспечения и предлагает вернуться к распределительной, принятой еще в советское время. Причем признается, что если ничего не менять, то это в скором времени приведет к краху пенсионной системы, но если принять предложения министра соцразвития, то это может дать отсрочку еще в 5-6 лет. Проблема в том, что пока реформаторы будут исходить из того, что средства, которые должны идти на выплату пенсий, должны браться исключительно из пенсионных отчислений – будь то те деньги, которые человек сам накопил к старости в течение долгих лет трудовой деятельности, или те деньги, которые идут пенсионеру из средств, отчисляемых ныне работающим поколением граждан. Но поскольку сбережения нашего старшего поколения уже сгорели в реформенные десятилетия, а средний уровень оплаты труда работающих ныне граждан остается на постыдно низком уровне, то даже если Пенсионный фонд и удастся спасти от банкротства, то говорить об успехе пенсионной реформы все равно не придется. Не придется, пока власти не желают задействовать средства из почти единственного сегодня по-настоящему реального сектора экономики – добывающего, связанного с извлечением природной ренты. Показателем лицемерия государства в вопросе пенсионного обеспечения является то, как оно распоряжалось теми средствами, которые согласно реформе граждане оставили ему в управление и поступили в распоряжение Внешэкономбанка.
Провал реформы
Напомним, что до 2003 года в России действовала распределительная система пенсионного обеспечения, которую еще иногда называют «договором поколений». Ее суть в том, что стариков содержат трудоспособные граждане - именно из отчислений с их заработной платы выплачивались пенсии тем, кто уже «отработал свое». Однако по прогнозам демографов, численность трудоспособного и работающего населения к 2020 году должна была упасть до численности пенсионеров. При таком раскладе пенсионная система потерпела бы сокрушительный крах. В 2003 году систему изменили. Теперь средства, которые работодатели платили в ПФР в виде части единого социального налога, направлялись на именные счета работников. Четыре процента из 28-ми налога шло в накопительную часть, 10 — в страховую и 14 — в базовую. Гражданам предоставили возможность распоряжаться «накопительными» деньгами: направлять их стало можно не только в государственный Пенсионный фонд, но и в разные негосударственные фонды. К населению пошли «письма счастья», из которых люди поняли только одно — деньги можно переводить в негосударственный (то есть частный, а, значит, рискованный) фонд, а можно и оставить в государственном. Тем более что для последнего и делать–то ничего не нужно, можно просто проигнорировать «письмо счастья». Средства, накопленные «промолчавшими», оставались в ПФР и направлялись в государственную управляющую компанию — во Внешэкономбанк. Таких «промолчавших» оказалось, по разным данным, порядка 95%, а денег накопилось во Внешэкономбанке около десяти миллиардов долларов. Как же государство управляло этими средствами? Оно вложило их в такие «ценные» бумаги, что доходность этих вложений, обеспеченная банком, оказалась… на два процента ниже инфляции! Понятно, что, например, в акции Газпрома эти средства не помещались. Более того, в 2005 году решили, что граждане 1953–1966 годов рождения недостойны, видимо, такой роскоши, как накопительный принцип пополнения будущей пенсии и «исключили» их из реформы. Объяснили это решение тем, что дефицит бюджета ПФР к 2006 году вырос до 90 миллиардов рублей и продолжал быстрое движение в том же направлении. То есть дефицит решили погасить за счет сорокалетних.
Зарплаты и пенсии
Специалисты отмечают, что без привлечения дополнительных источников задуманный переход от распределительной пенсии к накопительной изначально был провальным, так как предполагал возникновения «эффекта двойного бремени», когда из одного и того же объема пенсионных взносов нужно платить и нынешним пенсионерам, и накапливать будущим. В мировой практике нет примера успешного перехода к такой системе. В итоге пенсионная реформа пошла по пути снижения относительного уровня пенсий сегодняшних пенсионеров. Если в 2001 году, до начала реформы, средний размер пенсии составлял 32% от средней зарплаты, то сегодня этот показатель снизился до 24-25%. Правда, есть исключения - это пенсии таких категорий работников, как судьи, чиновники, особенно верхнего эшелона и депутаты Госдумы РФ. 24-25%, говорят эксперты, - это абсолютный «рекорд». Даже в кризисном 1992 году уровень пенсии составлял 26%, а в 1998-м — 37-38%. Сегодня же на фоне самой благополучной ситуации, при профиците бюджета, который превышает сумму выплат трудовых пенсий, на фоне роста Стабилизационного фонда, идет снижение. Кстати, правительство запланировало это снижение и в 2007 году, так как индексация пенсий предусмотрена в меньшем объеме, чем индексация заработной платы. При этом Россия нарушает условия подписанной ею Конвенции № 102 Международной организации Труда (одного из подразделений ООН), которая предполагает, что пенсии должны составлять не менее 40% от средней зарплаты. Такой вот квартет.
ПО СООБЩЕНИЯМ СМИ
Российская пенсионная реформа, начатая в 2002 году, очевидно заходит в тупик. Глава Минсоцразвития Михаил Зурабов предлагает свернуть реформу и к 2013 году вернуться к государственной системе распределения пенсий, которая очень напоминает советскую. Суть предложений Зурабова – исключить накопительную часть пенсий из системы обязательного пенсионного страхования и направить деньги на финансирование дефицита Пенсионного фонда России – то есть на выплату пенсий нынешним пенсионерам.
Радио Свобода
Предложения министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова по внесению корректив в пенсионную реформу изрядно напугали как финансовые круги, уже играющие по предложенным правительством правилам, так и наиболее сознательных граждан, интересующихся своим будущим и уже накопленными пенсиями.
Новая политика

Неудавшийся пенсионный эксперимент обошелся стране почти в 80 миллиардов рублей. Примерно во столько оцениваются прямые убытки от потерянных процентов, затрат на административные расходы, рассылаемые «письма счастья», оборудование и прочее.
Заполярная правда

Суть планов Зурабова
Министерство здравоохранения и социального развития РФ во главе с Михаилом Зурабовым внесло на рассмотрение в правительство России предложения, кардинально меняющие механизм пенсионной реформы. Министерство предлагает направить средства граждан, находящиеся в управлении Внешторгбанка, на погашение дефицита Пенсионного фонда России, то есть на выплату пособий нынешним пенсионерам, и отделить накопительную систему от обязательного пенсионного страхования. С 2008 года перевод во Внешэкономбанк накоплений граждан, которые не отдали накопительную часть свой пенсии на управление частных компаний, так называемых «молчунов», будет прекращен. В течение пяти лет за «молчунами» останется право перехода в частные управляющие компании. Средства, накопленные к тому времени во Внешэкономбанке, будут переведены по желанию пенсионера в выбранный ими фонд. В соответствии с этим, россиянам будет предложено самостоятельно формировать накопительную часть пенсии, заключая договоры с негосударственными пенсионными фондами. Если гражданин воспользуется этим выбором, государство переведет сформированные во Внешэкономбанке пенсионные накопления этого гражданина в частный сектор. Если нет, деньги будут направлены на покрытие текущего дефицита Пенсионного фонда России. При этом эти деньги будут учитываться ПФР не в виде денег, а в виде «прав застрахованных граждан» на получение пенсии. Таким образом, Михаил Зурабов предлагает после 2013 года вернуться к прежней государственной системе распределительного типа, при которой пенсии выплачиваются за счет ныне работающих. Документ Минздравсоцразвития внесен в правительство в качестве предложений по решению проблемы «молчунов». Объем денег граждан, которые не воспользовались правом выбора частных управляющих компаний или негосударственных пенсионных фондов для инвестирования средств пенсионных накоплений, составлял на конец 2006 года 267 млрд рублей, при этом еще в 2005 году их было 176,9 млрд рублей. По информации минфина, государство больше не может справляться с такими значительными средствами. Кроме того, путем изменения пенсионной реформы планируется решить проблему дефицита Пенсионного фонда России. Ранее проблему дефицита бюджета ПФР предлагалось решать и другими способами, в частности, за счет повышения пенсионного возраста.
REGIONS.RU