В целом по 2006 году консолидированный бюджет Удмуртии, по данным минфина УР, был исполнен с дефицитом 1,1 млрд рублей. По отношению к расходам консолидированного бюджета это приемлемый уровень, однако в формате местных бюджетов и прежде всего бюджета Ижевска ситуация складывается крайне неблагоприятно. Большая часть разрыва между доходами и расходами в 2006 году была закрыта банковскими кредитами, 85 процентов которых вынуждены были привлекать искусственно недофинансированные городские бюджеты. Кроме того, недостающие средства добирались массовой распродажей нежилых муниципальных помещений. Вырученные с торгов средства заводились в бюджет по строке «неналоговые доходы», в результате эти поступления превысили сумму прошлогодних неналоговых доходов на 28,3 процента. Для сравнения: динамика роста налоговых доходов консолидированного бюджета Удмуртии в 2006 году по сравнению с 2005 годом составила только 13,3 процента. Ситуацию здесь ухудшил четвертый квартал, когда динамика поступлений второго по значимости налога на прибыль пошла вниз. Меньше, чем в 2005 году, оказались доходы бюджета от акцизов (-0,4 %) и транспортного налога (-34,5 %). Самым растущим получился налог на игорный бизнес – в два раза по сравнению с 2005 годом. В расходной части консолидированного бюджета Удмуртии наибольший рост произошел по статье «здравоохранение и спорт» (+27,5 %) – самой финансируемой теме среди национальных проектов. Больше, чем в 2005 году, перепало и спорту, но как-то странно – 37 процентов годового финансирования было выделено из бюджета Удмуртии на эти цели лишь в декабре. Далее по динамике роста расходов в 2006 году следуют: транспорт и связь (+24,6 %) – здесь власти усиленно наращивали основные средства в подлежащих приватизации предприятиях; сами органы власти и управления (+24,2 %) культура (+20,8 %) – проведение различных торжеств и праздников фактически превратилось в работу; и капстроительство (+19,3 %). Среди ущемленных расходов, кроме уже упомянутой «социальной политики», осталось ЖКХ (+8,9 %). Причем 25,1 процентов от годовой суммы финансирования жилищно-коммунального хозяйства прошло по отчетам только в декабре, и, судя по всему, транзитом – на погашение долгов перед энергетиками и газовиками. Соответственно средств на капитальный ремонт жилого фонда Ижевска, которые требовали в конце 2006 года митингующие горожане, взять было неоткуда. Не замораживать же строительство Дома дружбы…
Газета №05 (0504) / 8 февраля 2007 г.
ВСЕХ ПОСТРОИМ
В понедельник на очередной «прямой линии» президент Удмуртии был в своем амплуа. Телезрителям предложили проголосовать за наиболее важный для них строительный объект. Выбирать приходилось из любимых объектов самого президента Волкова: Свято-Михайловсий собор, набережная и Дом дружбы. Полчаса передачи я сидел и последовательно набирал все три указанные на экране номера. В конце «прямой линии» один из них вдруг сработал и механический женский голос выпалил, что мой голос учтен. Так уж получилось, что в этот момент я «голосовал» за Дом дружбы. Разницу в результатах, впрочем, можно было пересчитать по пальцам и президент Удмуртии пообещал никого не разочаровывать и построить все названные объекты.
Итоги исполнения консолидированного бюджета Удмуртии в 2006 году подтверждают его решимость. Построит. Невзирая ни на чьи нужды. Согласно данным минфина, расходы на проведение социальной политики в Удмуртии лишь на 3,4 процента превысили затраты на эти цели в 2005 году. Таким образом, с учетом инфляции ситуация здесь ухудшилась. Республиканские власти фактически отдали в 2006 году инициативу в проведении социальной политики федералам. По линии дотаций, субвенций, субсидий и адресных инвестиционных программ в Ижевск из федеральной казны пришло в общей сложности 3,234 млрд рублей. Это почти на 16 процентов больше, чем в позапрошлом 2005 году. Но денег все равно не хватило. Вице-премьер Удмуртии Владимир Бельтюков в интервью сайту www.expert.ru посетовал на то, что ни в прошлом, ни в новом году «не решена проблема финансового обеспечения проезда в общественном транспорте пассажиров, имеющих право на федеральные льготы». «В 2006 году затраты бюджета Удмуртии на эти цели превысили 70 млн рублей, - сообщил г-н Бельтюков, - из федерального бюджета компенсировано лишь 29,6 миллиона» (Прим. – согласно отчету минфина УР - 29,9 млн руб.).
Недовольство региональных властей политикой Центра известно – в 2006 году даже с учетом вернувшихся в республику в виде федеральной помощи средств около 65 процентов бюджетных ресурсов было централизовано в Москву. Впрочем, все относительно. Снижение в четвертом квартале 2006 года поступления налоговых платежей на территории Удмуртии привело к значительному изменению уровня централизации. В декабре централизация бюджетных ресурсов составила только 50,2 процента, при этом налоговые доходы республиканского и местных бюджетов тоже сократились (пусть и не так резко, как в федеральную казну). Администрация президента Удмуртии в свою очередь тоже не церемонилась с бюджетами муниципальных образований. Городам и районам в прошлом году оставили только 5,8 процентов от собранных в Удмуртии налогов и сборов.
В целом по 2006 году консолидированный бюджет Удмуртии, по данным минфина УР, был исполнен с дефицитом 1,1 млрд рублей. По отношению к расходам консолидированного бюджета это приемлемый уровень, однако в формате местных бюджетов и прежде всего бюджета Ижевска ситуация складывается крайне неблагоприятно. Большая часть разрыва между доходами и расходами в 2006 году была закрыта банковскими кредитами, 85 процентов которых вынуждены были привлекать искусственно недофинансированные городские бюджеты. Кроме того, недостающие средства добирались массовой распродажей нежилых муниципальных помещений. Вырученные с торгов средства заводились в бюджет по строке «неналоговые доходы», в результате эти поступления превысили сумму прошлогодних неналоговых доходов на 28,3 процента. Для сравнения: динамика роста налоговых доходов консолидированного бюджета Удмуртии в 2006 году по сравнению с 2005 годом составила только 13,3 процента. Ситуацию здесь ухудшил четвертый квартал, когда динамика поступлений второго по значимости налога на прибыль пошла вниз. Меньше, чем в 2005 году, оказались доходы бюджета от акцизов (-0,4 %) и транспортного налога (-34,5 %). Самым растущим получился налог на игорный бизнес – в два раза по сравнению с 2005 годом. В расходной части консолидированного бюджета Удмуртии наибольший рост произошел по статье «здравоохранение и спорт» (+27,5 %) – самой финансируемой теме среди национальных проектов. Больше, чем в 2005 году, перепало и спорту, но как-то странно – 37 процентов годового финансирования было выделено из бюджета Удмуртии на эти цели лишь в декабре. Далее по динамике роста расходов в 2006 году следуют: транспорт и связь (+24,6 %) – здесь власти усиленно наращивали основные средства в подлежащих приватизации предприятиях; сами органы власти и управления (+24,2 %) культура (+20,8 %) – проведение различных торжеств и праздников фактически превратилось в работу; и капстроительство (+19,3 %). Среди ущемленных расходов, кроме уже упомянутой «социальной политики», осталось ЖКХ (+8,9 %). Причем 25,1 процентов от годовой суммы финансирования жилищно-коммунального хозяйства прошло по отчетам только в декабре, и, судя по всему, транзитом – на погашение долгов перед энергетиками и газовиками. Соответственно средств на капитальный ремонт жилого фонда Ижевска, которые требовали в конце 2006 года митингующие горожане, взять было неоткуда. Не замораживать же строительство Дома дружбы…
В целом по 2006 году консолидированный бюджет Удмуртии, по данным минфина УР, был исполнен с дефицитом 1,1 млрд рублей. По отношению к расходам консолидированного бюджета это приемлемый уровень, однако в формате местных бюджетов и прежде всего бюджета Ижевска ситуация складывается крайне неблагоприятно. Большая часть разрыва между доходами и расходами в 2006 году была закрыта банковскими кредитами, 85 процентов которых вынуждены были привлекать искусственно недофинансированные городские бюджеты. Кроме того, недостающие средства добирались массовой распродажей нежилых муниципальных помещений. Вырученные с торгов средства заводились в бюджет по строке «неналоговые доходы», в результате эти поступления превысили сумму прошлогодних неналоговых доходов на 28,3 процента. Для сравнения: динамика роста налоговых доходов консолидированного бюджета Удмуртии в 2006 году по сравнению с 2005 годом составила только 13,3 процента. Ситуацию здесь ухудшил четвертый квартал, когда динамика поступлений второго по значимости налога на прибыль пошла вниз. Меньше, чем в 2005 году, оказались доходы бюджета от акцизов (-0,4 %) и транспортного налога (-34,5 %). Самым растущим получился налог на игорный бизнес – в два раза по сравнению с 2005 годом. В расходной части консолидированного бюджета Удмуртии наибольший рост произошел по статье «здравоохранение и спорт» (+27,5 %) – самой финансируемой теме среди национальных проектов. Больше, чем в 2005 году, перепало и спорту, но как-то странно – 37 процентов годового финансирования было выделено из бюджета Удмуртии на эти цели лишь в декабре. Далее по динамике роста расходов в 2006 году следуют: транспорт и связь (+24,6 %) – здесь власти усиленно наращивали основные средства в подлежащих приватизации предприятиях; сами органы власти и управления (+24,2 %) культура (+20,8 %) – проведение различных торжеств и праздников фактически превратилось в работу; и капстроительство (+19,3 %). Среди ущемленных расходов, кроме уже упомянутой «социальной политики», осталось ЖКХ (+8,9 %). Причем 25,1 процентов от годовой суммы финансирования жилищно-коммунального хозяйства прошло по отчетам только в декабре, и, судя по всему, транзитом – на погашение долгов перед энергетиками и газовиками. Соответственно средств на капитальный ремонт жилого фонда Ижевска, которые требовали в конце 2006 года митингующие горожане, взять было неоткуда. Не замораживать же строительство Дома дружбы…