фото Тогда узнали мы всю правду про него...
Всю вторую половину минувшей недели информагентства наперебой сообщали о задержании и арестах чиновников, прямо причастных к выполнению одной из наиболее социально значимых государственных функций - обеспечению населения льготными лекарствами. За короткий срок за решеткой оказались руководитель ФОСМ Андрей Таранов, три его заместителя, а также начальники финансового, контрольно-ревизионного и бухгалтерско-учетного управлений фонда. Согласно официальному сообщению Генпрокуратуры, «в ходе расследования уголовного дела установлены факты получения взяток должностными лицами ФФОМС от руководителей территориальных фондов ОМС и представителей фармацевтических и иных коммерческих предприятий, участвующих в поставках медикаментов и медицинского оборудования». Сообщается о многочисленных обысках, изъятых документах, печатях, значительных денежных суммах. Последнее весьма удивительно и огорчительно. Это свидетельство того, что коррупционеры в России даже на столь высоком уровне по-прежнему не инвестируют сворованные деньги, а предпочитают допотопные способы их хранения. Собственно говоря, и инкриминируемая подозреваемым схема не отличается свежестью идей. Программа дополнительного лекарственного обеспечения льготников вызывала шквал критики с самого начала ее реализации. О бардаке в ее реализации, о странности и непрозрачности большинства принимаемых решений и об их негативных последствиях за последние два года писали все издания, хоть сколько-нибудь уделяющие внимание общественно-политической тематике. «Ведомости» цитируют одного из экспертов, который заявил, что «система устроена так, что взятки можно брать на всех этапах процесса — от определения списка лекарств и цены на них до продажи их в коммерческих аптеках под предлогом отсутствия спроса со стороны льготников». В этой связи указывается, что простая смена руководства ФФОМСа в сущности ничего не изменит, а значительная часть комментаторов вообще считает, что идет обычный передел прибыльного рынки с традиционным и небескорыстным участием силовых структур.
Обратная сторона бесстыжести
Судя по широкомасштабному освещению арестов в центральных СМИ, нет сомнений, что это дело будет использовано в контексте предстоящих через год выборов. Медвежья Госдума (безотказность которой, собственно говоря, и позволила законодательно обеспечить все прелести ныне существующей схемы лекарственного обеспечения льготников) уже зашевелилась и даже сделала некое угрожающее движение в сторону «отца» монетизации Зурабова. Правда, говорят, что нелюбимого в народе министра отдадут на политическое растерзание ближе к выборам. Однако вряд ли эти ритуальные жертвы во имя рейтинга вернут главное, что утеряно по сравнению с первыми годами правление Путина - доверие к необходимым реформам и инициативам власти. Слишком долго, нагло и последовательно людей обманывали и продолжают обманывать. Причем зачастую глупо, бессмысленно, по-жлобски. Например, с той же монетизацией связаны инициативы ведомства Зурабова по статистическому сокращению числа детей-инвалидов. Делается это по новым правилам, предписывающим считать здоровыми детей, чье состояние в данный момент можно признать удовлетворительным. Допустим, если одна почка у ребенка не работает, но вторая функционирует нормально, то его теперь лишат инвалидности, а, значит, льгот и пенсии. Наше сверхбогатое государство походя лишает своей и без того минимальной поддержки наиболее нуждающиеся семьи (часто неполные и в большинстве случаев экономически подорванные борьбой с недугом своего младшего члена). Зачем? С какой целью? Кто из чиновников объяснил общественную пользу от такой экономии? Нет ответа. Те же вопросы можно задавать и по лекарственному обеспечению с его бесконечной редактурой списка препаратов, которыми разрешается лечить бесплатно. Коррупция - это обратная сторона повсеместной государственной бесстыжести. Примеры приводить легко в виду их изобилия. Это и главврач республиканского онкологического диспансера с официальной смешной зарплатой, но, не таясь, разъезжающий на джипе. Или, например, районной управе позволено обрушиться всей своей административной и юридической мощью на одинокого огородника, построившего дом на своей земле, и не замечать массовых и вопиющих нарушений у застройщиков, вхожих в высокие кабинеты.
Дело вместо дел
Совсем неочевидно, что аресты в ФФОМСе приведут к улучшению системы лекарственного обеспечения в России. Напротив, пророчат, что теперь в течение какого-то периода льготники вообще никаких лекарств получать не будут. Существующая система договоренностей о поставках опорочена и сломана, кто не посажен, пребывает в управленческом параличе и не известно, когда еще новые чиновники договорятся с новыми поставщиками. Нет сомнений, что громкие уголовные дела вскоре последуют и по следам других крупных бюджетных вливаний. Смотреть, как национальный проект по борьбе с коррупцией пожирает представителей всех остальных, было бы занимательно, кабы при этом не проходила жизнь. Посадить Зою Чернышеву в назидание остальным - красивый отвлекающий маневр (правда, судя по последней информации не очень удавшийся), но людям нужнее прекращение беспредела всех строителей в отношении их собственности. Кстати, доступное жилье им тоже нужно и эта проблема решится не посадкой одного-двух или даже десятков чиновников, а изменением системы. Правда, совершенно непонятно, кто будет этим заниматься. Проходя мимо республиканской прокуратуры и видя ряды красивых дорогих иномарок, почему-то не верится, что все они принадлежат подследственным или свидетелям. А раз так, то в ближайшей перспективе нам остается лишь наблюдать показательную травлю мелких бюджетных грызунов.
по сообщениям сми
...Андрей Таранов был задержан в своем служебном кабинете во вторник. При обыске у него было найдено около 20 тысяч долларов, 220 тысяч рублей и сберкнижка с вкладом на 12 миллионов рублей. Самый большой улов оперативно-следственную группу ждал у его бывшего первого зама Яковлева: вовремя уволившийся чиновник хранил у себя порядка миллиона евро. Несомненно, что Михаил Зурабов будет сейчас всячески дистанцироваться от засыпавшихся подчиненных... Это тем более глупо, поскольку о ближайших отношениях Зурабова с Тарановым знает все министерство. До возвращения на госслужбу бывший врач кремлевской ЦКБ Таранов вместе с Зурабовым был соучредителем и одним из руководителей страховой компании «Макс». (Видимо, нет ничего удивительного в том, что впоследствии «Макс» получил выгоднейший контракт на медицинское страхование сотрудников ФФОМС. Аналогичный контракт, безо всяких конкурсов, был заключен и с Пенсионным фондом в период его руководства Зурабовым.) ...И если Зурабову удастся сохранить сейчас свое кресло, это станет совершеннейшим нонсенсом: хотя бы еще и потому, что аферы с ДЛО — даже не верхушка айсберга; куцый уголок...
Александр Хинштейн, «Московский комсомолец», 18.11.06

Два года назад я во время интервью задал Михаилу Зурабову вопрос по поводу обвинений в коррупции в адрес минздравовского начальства. В ответ министр перекрестился и поклялся, что он не украл ни копейки. Зурабов — человек глубоко верующий. И в принципе не должен разбрасываться подобными клятвами. Но даже если лично шеф Минздрава не украл ни копейки, он виноват. Зурабов — блестящий финансист и экономист, привыкший самолично принимать абсолютно все важные решения. Как человек с таким стилем руководства мог не заметить, что в подведомственном ему заведении творились весьма странные дела? Ситуация осложняется еще и тем, что бывший личный врач члена Политбюро Лигачева Таранов относится к числу самых близких к Зурабову людей... Нынешняя система здравоохранения — это странный гибрид советской модели и бизнес-предприятия, работающего по бандитским законам рынка начала 90-х... Если эту систему не реформировать, то простое вкладывание денег ничего не решит. Все будет уходить как в бездонную бочку. К величайшему сожалению, единственной силой, настроенной на реальные реформы, сегодня является Зурабов и его команда. Большая часть медицинской элиты то ли в силу своего консерватизма, то ли в силу неких других причин никаких реформ не хочет. На днях мне пришлось общаться с известным всей стране оппонентом Зурабова — крупным медиком и общественным деятелем. Смысл его слов сводился к одному: дайте нам денег, а дальше мы сами разберемся. Зурабов не зря вот уже третий год пользовался твердой поддержкой президента. Реформы здравоохранения — крайне нужное для страны дело...
Михаил Ростовский, «Московский комсомолец», 21.11.06