Газета №30 (0779) / 3 августа 2006 г.
ГДЕ СОБАКА ЗАРЫТА?
До 18 августа продлил зам Прокурора УР Василий Пономарев сроки проверки по заявлению члена рабочей группы по вопросам ЖКХ Общественного Совета пенсионеров (ОСП) Владимира Максимова, в котором тот просит прокуратуру проверить правильность тарифов на оплату отопления, которые применяют администрация Ижевска и Горжилуправление к населению Ижевска.
Самая «тяжелая» графа в наших платежках – центральное отопление – она же и самая «смутная», поскольку гигокалории, благодаря которым в наших домах (у кого-то более, у кого-то менее) бывает тепло зимой, это такая субстанция, которую, как дрова, в кубометрах не пересчитаешь. А формулы, которыми пользуются специалисты, такой «темный лес», что просто туши свет.
Просто есть ощущение, что вроде все-таки что-то не так с этими «цепочками» превращений калорий в рубли.
Какой логикой воспользовался заявитель Владимир Максимов, аргументируя свои вопросы прокуратуре? (В скобках замечу, что ни защищать, ни опровергать эти доводы я не берусь; просто изложу своими словами то, что я поняла).
Первое. Есть приказ Федеральной службы по тарифам Российской Федерации за № 69-э/4 от 7 сентября 2004 г., в приложении к которому федеральный центр прямым текстом называет предельные уровни тарифов на тепловую (и электрическую, но она нас в данном случае не интересует) энергию. Речь идет о стоимости (цене) 1 (одной) гигокалории. Для Приволжского федерального округа эти цифры таковы: на 2005 год 291,5 руб.; на 2006 год соответственно 317,7 руб. Выше в Удмуртии быть не должно. Если он выше (а у нас как раз выше), то консолидированный бюджет УР должен дотировать разницу. С чем Максимов сравнивает эту федеральную цифру? С той ценой на гигокалорию, которую для Ижевска устанавливает Региональная Энергетическая комиссия (РЭК) – для 2005 года это 405 руб. (без НДС); для 2006 года – 447,5 руб. Как говорится, ощутите разницу. Напомню, это стоимость одной гигокалории.
Эта цифра, умноженная на норматив потребления тепла (устанавливается местной администрацией), дает величину тарифа, по которому мы оплачиваем отопление из расчета на 1 кв. метр площади жилья. Норматив, установленный для населения еще в 1998 году – 0,25 Гкал (на 1 м кв.) в год. Разделить на 12 месяцев, добавить 18% НДС, получим 11 с копейками. Столько мы и платим сейчас за тепло.
В постановлении РЭК УР за № 15/3, которым утвержден тариф на 2005 год стоимость 1 Гкал – 405 руб. – разложена на составляющие: средневзвешенная стоимость покупки тепловой энергии (302,7 руб.), плата за услуги по содержанию тепловых сетей (87,75), услуги Управляющей компании по сбыту тепловой энергии (7,10) и инвестиционная составляющая (8,08).
Второй момент, к которому Максимов привлекает внимание прокурора, это как раз вышеупомянутая инвестиционная составляющая. Гражданин Максимов со ссылкой на Закон об инвестициях и муниципальную целевую программу «Муниципальное тепло», утверждает, что РЭК и администрация Ижевска не имели права вводить эту «составляющую» в тариф, то есть делать население «инвестором» без его согласия. Тем более что, судя по ответу Максимову начальника департамента ГЖУ Русанова, «инвестиционная составляющая не остается в распоряжении Управляющей компании. Решение о направлениях использования … принимает РЭК». Таким образом, «инвесторы» понятия не имеют, куда направляют собранные с них средства. Косвенное признание энергетиков и коммунальщиков, что с «инвестиционной составляющей» они дали маху, можно увидеть в том, что с 8 рублей в 2005 г. эта «составляющая» в текущем году снижена до 1,97 рубля, то есть в 4 раза.
Вернемся к разнице между предельным максимальным уровнем и фактическим, установленным РЭК. Максимов считает, что все, что внесено в ижевский тариф свыше стоимости, уже было в нем предусмотрено, то есть дважды нам велят платить за содержание сетей и за услуги перепродавца.
Третий момент. Даже с учетом незаконной (по мнению Максимова) «инвестиционной составляющей», то есть по 11,09 руб. за 1 кв. м жители Ижевска должны платить не круглый год, а лишь за 223 дня или 7 с половиной месяцев, которые, согласно нормативам, длится отопительный сезон, а за время, когда не топят, плата взиматься не должна. Либо, утверждает он, если согласиться с логикой коммунальщиков и платить равными долями круглый год, тогда ежемесячная плата должна быть не 11,09 руб., а 6,47 руб. Вот его расчет: 11,09 х 7 месяцев = 77,63 : 12 месяцев = 6,47. В ответе А.А. Ушакова все тому же Максимову читаем: «…среднемесячный норматив получен путем деления количества теплоэнергии, которое расходуется на отопление в течение 223 дней, на 12 месяцев. Таким образом, население оплачивает количество теплоэнергии, потребленное в отопительный период, равномерно в течение всего года».
В-четвертых, не согласен Максимов и с тем, что на тариф на тепло накидывают НДС. Ведь если, утверждает он, муниципальное учреждение ГЖУ работает без прибыли и не платит налог на прибыль, то и те суммы, которые ГЖУ собирает с граждан, не должны облагаться налогом на добавленную стоимость.
Переписка с ведомствами и попытки оспорить через суд завышенные тарифы и незаконные включения в них длятся для активистов ОСП уже более 1,5 лет. Накоплен огромный документальный архив. Если прикинуть порядок сумм, которые, по логике Максимова, уплачены горожанами сверх необходимого и достаточного, то, считает автор запроса в прокуратуру, этих денег бы с лихвой хватило на капитальный ремонт не одного, а десятков старых домов Ижевска.
Посмотрим, что ответит Максимову Пономарев.