Юрий Зисман, генеральный директор «Удмуртской энергосбытовой компании» (УЭСК)- Юрий Владленович, при вступлении в должность генерального директора компании, говоря о будущем УЭСК, вы акцентировали внимание на расширении рынка сбыта, диверсификации и совершенствовании операционной деятельности. Что это значит для простого потребителя?
- В Удмуртии много сетевых пространств (около двухсот), и в рамках этих сетевых пространств есть потребитель, который подключен к этим сетям. Сегодня, когда для владельцев этих сетей наступил запрет на совмещение деятельности по передаче и по сбыту электроэнергии, встает вопрос о том, кто будет осуществлять поставку электроэнергии абонентам. Компании должны решить, чем заняться - передачей или сбытом. В связи с этим предвидится рост числа потребителей. Понятно, что состав их ограничен, но пока это наиболее реальный способ расширения рынка сбыта для компании. Что касается диверсификации нашей деятельности, то скажем, что продажа электричества и тепла во многом сходны. И совмещая два этих вида продаж, мы можем экономить на издержках, потому что потребители во многом пересекаются. То есть, если мы обладаем определенной клиентской базой, то для нас совершенно естественна реализация тем же абонентам и тепла, и газа.
- Снижение издержек отразится на потребителе?
- Любая экономия положительно отражается на потребителе - так же, как и любая конкуренция всегда в пользу потребителя. Сказать, насколько все это отразится на потребителе, пока не могу. Ответ на этот вопрос можно будет получить только со временем. Сбыт попадает в конкурентную среду, и сбытовые услуги будут формироваться не государственными регуляторами, а самой средой рынка, конкуренцией.
- Как появление конкурентов отразится на будущем «Удмуртской энергосбытовой компании»?
- Я могу точно сказать - любая конкуренция улучшит качество обслуживания потребителя. Что касается самой УЭСК, я бы вопрос поставил несколько иначе: готовы ли мы к работе в условиях конкурентной среды? Да, готовы. У нас высокопрофессиональный коллектив. Кроме того, УЭСК пользуется доверием (и это сложилось исторически) как одна из отделившихся частей «Удмуртэнерго», а «Удмуртэнерго» в республике хорошо знают. Компания УЭСК контролирует сегодня в республике приблизительно 93% рынка сбыта электроэнергии. И понятно, что у крупной компании конкурентные преимущества выше.
- Как УЭСК собирается совершенствовать предложения потребителям?
- Мне кажется, у любого человека вызывает недовольство организация расчетов за коммунальные услуги. Надо взять расчетку, пойти отстоять очередь в какое-то окошечко, причем это окошечко работает как раз в то время, когда я на работе... Процесс очень медленный, тратится уйма времени. Сейчас в республике налицо неразвитость систем электронных платежей, оплаты с помощью Интернета, посредством SMS-сообщений. В этом есть очень большой резерв. Сегодня привлечь абонента тарифами невозможно, потому что для всех абонентов на территории республики тарифы одинаковые. Поэтому в части конкурентных преимуществ мы не говорим потребителю, что у нас дешевле, мы говорим: у нас лучше качество обслуживания. Мы хотим повышать именно качество обслуживания, предлагать дополнительные сервисные услуги. Сейчас, когда счет-квитанции стали приходить на дом и нет необходимости идти и записывать показания счетчика самостоятельно, платить стали вовремя. Та система пассивного сбыта, которая существовала в нашей стране до этого – система для бедных. В том смысле, что известная экономия существует, когда население само считает свои траты электроэнергии. Но эта экономия возможна лишь при высокой дисциплинированности населения. И картина эта, скорее, идеальная и очень трудно реализуемая на практике. Население будет дисциплинированным, если ему напоминать о том, что надо заплатить за электричество. Для компании же задолженность оборачивается тем, что приходится изыскивать средства для ее погашения, направлять ресурсы на работу с должниками. А в ряде случаев процесс этот носит необратимый характер. Поэтому переход из пассивного сбыта в активный - это очень прогрессивный шаг.
- Кто является основными должниками, население или организации?
- Присутствует весь спектр потребителей. Это и жители, и юридические лица. Основная проблема, с которой мы сегодня сталкиваемся - это недобросовестность ряда хозяйствующих субъектов. Очень неприятная ситуация сейчас складывается с поселком Позимь. Организация, которая закупала электроэнергию у нас и доводила ее до непосредственных потребителей, в том числе и жителей, обанкрочена. В какой-то момент ее просто начали растаскивать по карманам. В то же время организация продолжает получать электроэнергию у нас и продолжает продавать ее жителям поселка. Вырученные деньги направляются на решение каких-то своих вопросов. При этом расчеты с поставщиками, то есть с нами, не ведутся. Мы тоже не можем давать товар в долг бесконечно. Начинаем отключать подачу электроэнергии, предотвращая неоплачиваемый отпуск продукции, фактически предотвращая воровство. В результате вот такие недобросовестные компании в качестве «живого щита» используют население. Я читал в районной газете обращение жителей п. Позимь с просьбой не отключать электричество. Но беда в том, что сети, по которым поступает электричество, принадлежат уже совершенно другой организации и мы не можем воздействовать адресно. Но проблема эта решаема. Дополнительное звено необходимо исключать. Особенно неприятно, когда такие посредники устраивают «распальцовку» и заявляют, что они тут «по бизнесу». Ну, если это бизнес-подход, тогда надо работать, а не прикрываться незащищенными слоями населения. В целом это большая проблема, и не только Удмуртской Республики, это проблема общероссийского масштаба.
- В данный момент на вас поступила жалоба в Удмуртское отделение Управления Федеральной антимонопольной службы. С чем связано это дело?
- Связано это с компанией «Ижэнерго», которая предпринимает попытку объединить договоры поставки электроэнергии с группой «Ижмаш». И для нас эта компания без активов, компания-посредник, компания, заключение договора с которой для нас имеет высокую степень риска. Мы не отказали «Ижэнерго», но обусловили заключение договора предоставлением банковских гарантий. Сегодня мы покупаем всю электроэнергию на оптовом рынке, и у компании «Ижэнерго» есть такая же возможность. Поэтому, пожалуйста, если не нравятся наши предложения - на оптовый рынок, и несите все те же риски, а их там достаточно много. Но в «Ижэнерго» вместо этого как меру воздействия на нас используют жалобу в УФАС. Мы и сами заинтересованы в создании прецедента по этому делу. Поэтому мы хотели бы, чтобы этот процесс был публичным. На мой взгляд, публичность процесса страхует нас и всех участников рынка от какой-то подковерной возни. То есть мы с открытым забралом собираемся и решаем, есть ли злоупотребление доминирующим положением на рынке со стороны «Удмуртской энергосбытовой компании» или это обычные хозяйственные отношения, в том числе и свобода заключения договора.
- До работы в Удмуртии вы занимали должность генерального директора компании «Энергоджинн». Изменилась ли специфика деятельности здесь, в Удмуртии?
- В технологической части абсолютно ничего не поменялось, это такой же бизнес. Это профессиональная деятельность, а я считаю себя профессионалом-сбытовиком. Это, как у футболиста при переходе из одного футбольного клуба в другой - амплуа принципиально не меняется.
- Вы работали в других регионах. После работы там чувствуются ли какие-то кардинальные различия?
- Знаете, когда я работал на Севере, там было значительно холоднее. Когда я работал в Тюмени, там был более ровный ландшафт. Когда я работал на Урале, там начались горки. А в Ижевске очень красивая природа, особенно в Прикамье. Каких-то больших различий я не могу выделить.
- Как относятся члены вашей семьи к переездам?
- Как и все нормальные люди – плохо. Да, это, конечно, психологически тяжело. Смена коллектива, обстановки. Но для семьи менеджера это неизбежная вещь. Потому что если менеджер привязан к одному месту, то он в значительной мере сужает себе возможности карьеры, возможности получения интересной работы. Все равно не бывает в жизни все гладко, чем-то приходится жертвовать во имя самореализации.