фотоПри этом в поликлиниках ссылаются на некое письмо из территориального Фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС). Чтобы выяснить ситуацию, «Д» обратился за комментарием к руководителю Удмуртского Фонда ОМС Сергею ШАДРИНУ. Сергей Геннадьевич согласился ответить на наши вопросы. - В соответствии со 122-м федеральным законом льготное лекарственное обеспечение в рамках так называемого «соцпакета» полагалось тем категориям ветеранов, пенсионеров и инвалидов, которые вошли в группу льготников, чье обеспечение закреплено за федеральным бюджетом. Условно 350 рублей в составе «соцпакета» приходилось именно на лекарства. В Удмуртии в 2005 году было 130 тысяч получателей льгот этой категории. Прошлый год был как бы периодом «обкатки» новой схемы. Вы помните, что в январе-феврале были сложности с получением лекарств по льготным рецептам. Но к концу года система заработала, и в итоге по всему 2005 году Фондом был уплачен 291 миллион за реально отпущенные льготные лекарства. Мы провели анализ ситуации с получением льготных рецептов и выяснили, что 48 процентов из числа отказавшихся от «соцпакета» на 2006 год федеральных льготников ни разу не обращались за получением таких рецептов, столько же – обращались эпизодически, и лишь 4 процента – это те, кому лекарства нужны по жизненным показаниям и кто пользуется ими постоянно в значительных объемах. Затем, как вы знаете, многие (более половины) получатели «соцпакета» отказались от него в том виде, который предполагал выписку бесплатных лекарств. Они предпочли эту льготу взять деньгами. И эти средства теперь уже идут не через наше учреждение, а получаются льготниками вместе с пенсией (ЕДВ). С учетом этого обстоятельства Федеральный Фонд ОМС из расчета на оставшихся получателей «соцпакета» довел до территориальных органов ОМС лимиты. На второй квартал текущего, 2006 года этот лимит для Удмуртии составил 243,7 рубля в месяц на одного получателя льгот. Это не означает, что пациент из числа федеральных льготников, нуждающийся в определенном наборе лекарственных средств в связи со своим заболеванием, не получит чего-то необходимого. Нет. Величина регионального лимита – это цифра, можно сказать, условная. Схема, по которой происходит обеспечение льготными лекарствами, это, по сути, страховая схема: тот, кто, условно говоря, не «выбрал» медикаментов на весь лимит, тем самым как бы «профинансировал» того, кому по медицинским показаниям лекарств потребовалось больше, чем на указанную сумму. Тем не менее, по итогам пяти месяцев нам предъявили к оплате рецептов на сумму 203 миллиона рублей. Сравните: 291 млн за весь 2005 год, и 203 млн менее чем за полгода 2006 года. Часть из предъявленного мы уже оплатили, отправили заявку на выделение дополнительных средств из Федерального фонда. Но дефицит по-прежнему имеется. А поскольку вся ситуация с выпиской лекарств по каждому врачу в любом лечебном учреждении, их приобретением в аптеках находится у нас под компьютерным контролем, то мы видим те конкретные «проблемные места», где возникает необоснованный перерасход. За Территориальным фондом как финансово-кредитным учреждением закреплена наряду с прочими функция контроля. И мы проверяем лечебные учреждения, проводим медико-экономическую экспертизу реестров льготных рецептов. По итогам проверок выявляем нарушения, делаем замечания. К примеру, если врач выписывает пациенту за один месяц лекарств сразу на полгода, у нас к нему возникают вопросы. Нам известны случаи выписки рецептов одному пациенту значительно в больших объемах, чем требуется. Поэтому и появилось информационное письмо за моей подписью, в котором мы обращаем внимание главных врачей лечебных учреждений на необходимость более строго контроля за выпиской льготных рецептов, за соблюдением стандартов ведения больных. Этим письмом ни в коей мере не нарушаются права льготников на получение всех необходимых препаратов, нужных им для оздоровления. Но безалаберности и злоупотреблениям мы должны поставить заслон. Такая работа ведется и на уровне Российской Федерации. Ведь это бюджетные средств, расходовать их надо экономно и оптимально.