Когда при подготовке материалов к учредительной конференции общественного движения «Ижевские домкомы» наша рабочая группа сверяла свод предложенных поправок с текстом разработанного специалистами ГЖУ типового договора жителей с Управляющей компанией (УК), мы столкнулись с тем, что в Приложении № 5 перечень коммунальных услуг, которые УК обязуется предоставлять собственникам по условиям договора, приведен очень лаконично: теплоснабжение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение. Никаких параметров этих услуг договор не содержит. То есть, условно говоря, температура воздуха и горячей воды, напор воды в кране и многое другое – все это будет предоставляться «на глазок», по тем параметрам, которые УК сочтет «нормальными». Чтобы ввести в текст договора параметры предоставляемых собственникам коммунальных услуг, я стала обзванивать различные ведомства, в Комитете по защите прав потребителей мне назвали два документа. А когда я заказала их в службе юридической поддержки, оказалось, что они уже утратили силу в связи с выходом совершенно свежих федеральных постановлений. Они называются «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (№ 306 от 23 мая 2006 г.) и «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (№ 307 тоже от 23 мая 2006 г.). Можно сказать, что эти документы вышли очень вовремя, будто специально по нашему заказу. Ведь многие из ижевчан, начав разбираться со своими жилищно-коммунальными платежами, обнаружили полное свое бесправие. Невозможно доказать, что коммунальные услуги предоставлялись ненадлежащего качества, невозможно вернуть переплаченные за непредоставленные услуги деньги, наконец, нет никакой «прозрачности» в процедуре оплаты нашими деньгами потребленных нами ресурсов. Нам говорят – «коммерческая тайна»! Теперь нет - не «коммерческая тайна», а порядок, установленный федеральным правительством. Оба документа написаны простым и понятным языком, оперируют терминами, которым тут же, во вводной части, даны исчерпывающие определения. Есть, конечно, приложения, где приведены формулы расчета нормативов. Тут я, признаться, спасовала – это дело «технарей». Но не сомневаюсь, что среди граждан такие обязательно найдутся. Теперь надо сверить те нормативы, по которым мы пока еще платим, с теми, которые утверждены вышеназванными постановлениями. И, если обнаружится существенная разница, то добиваться всеми законными способами, чтобы городская администрация перешла на федеральный порядок. Контроль за введением в действие этих документов возложен на Министерство регионального развития РФ (министр Владимир Яковлев). Оба постановления достаточно объемные – в 306-м 32 страницы, в 307-м – 34. Основной объем приходится на приложения, где как раз все и детализировано. Привожу оглавление 306-го постановления: Общие положения, Условия установления нормативов потребления коммунальных услуг, Методы установления нормативов, Основные требования к составу нормативов, Определение нормативов аналоговым, экспертным и расчетным методами; Формулы для определения нормативов: расчет объема выборки, определение норматива отопления, определение норматива холодного и горячего водоснабжения, формула соотношения между расходом холодной и горячей воды в жилых домах и общежитиях с различной степенью благоустройства; определение норматива электроснабжения; примерный перечень внутриквартирных электробытовых приборов и объем годового потребления ими электрической энергии. Важные выдержки из 306-го постановления. Пункт 3. Устанавливаемые в соответствии с настоящими Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги. Пункт 4. Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами. Пункт 8. Установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций. Пункт 10. Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются. Пункт 14. Для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению. Пункт 15. Срок рассмотрения результатов определения и расчета нормативов потребления коммунальных услуг составляет не более 30 дней с даты их поступления. Уполномоченные органы проводят анализ представленных материалов и при необходимости запрашивают дополнительные сведения с обоснованием запроса. В случае если при подготовке материалов не соблюдены требования, установленные настоящими Правилами, соответствующий уполномоченный орган возвращает материалы без рассмотрения с указанием причин возврата. Так же бегло познакомимся с 307-м постановлением. Оглавление: Общие положения; Требования к предоставлению коммунальных услуг; Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги; Права и обязанности исполнителя; Права и обязанности потребителя; Порядок перерасчета платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении; Порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; Порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества; Ответственность исполнителя и потребителя; Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг; Контроль за соблюдением Правил. В Приложении № 1 содержится порядок перерасчета за услуги ненадлежащего качества. В Приложении № 2 – расчет размера платы за коммунальные услуги. Если нам, гражданам, удастся добиться того, чтобы с этими правилами начали считаться и коммунальщики, то сфера ЖКХ из «мутной заводи» имеет все шансы превратиться в нормальную область цивилизованных гражданских правоотношений. Но это в идеале. К сожалению, в нашей стране более популярен другой афоризм о том, что строгость российских законов умеряется необязательностью их исполнения. Во всяком случае, федеральный центр в данном конкретном случае, на мой взгляд, свой «участок пути» прошел. Теперь дело за нами. Для тех, кто хочет ознакомиться с текстами названных документов, сообщаем, что в электронном виде они размещены на сайте нашей газеты.