фотоПрохладный прием мировой премьеры «Кода…» на открытии Каннского фестиваля ничуть не отразился на общем умопомешательстве. «Ты посмотрел?..» - «Я посмотрел!..» Реакция киношной публики как раз, на мой взгляд, свидетельствует о том, что «Код да Винчи» это явление не художественного ряда, а социологического. Севрюгу с хреном заказывали? Вот вам севрюга с хреном! Публика ведь не менее активно формулирует свои запросы. Сегодня усредненный, воспитанный на идеалах общества потребления зритель хочет чего-то «умного», с претензией на «духовность». Заказывали? Получайте! Что замечательно, так это то, что «Код да Винчи» - тот редкий случай, когда экранизация оказалась принципиально лучше своего как бы литературного первоисточника. И это тоже вполне укладывается в мою версию. Потому что рыхлый безликий, постоянно буксующий текст Дэна Брауна (такое впечатление, что ему платят с листа, то есть выгодно писать много и нудно) ушлые сценаристы просто привели в божеский вид – сократили, отредактировали, выпрямили, придумали новые связки. И сюжет приобрел-таки некую стремительную стройность и логичность. В связи с «Кодом…» на память приходит книга и фильм «Имя розы», целую эпоху назад тоже произведшие определенный фурор на читающем и смотрящем Олимпах. Возможно даже, что Дэну Брауну не давала спать слава Умберто Эко и возможности изобретенного им жанра – настоящий аромат Средневековья, красочные, полные тайн картины монастырской жизни – и на этом фоне хорошо, ладно рассказанный детективный сюжет. Обе линии друг друга не отторгают, но, как в музыке, поддерживают и дополняют друг друга. С другой стороны, есть и иная «генеалогическая ветвь» у «Кода…». Это киноапокрифы на библейские темы, которых уже тоже немало. Достаточно вспомнить Бунюэля с Пазолини, их бунтарские и обжигающие интерпретации. Особенно много стало их в последнее время – тут и Мартин Скорцезе с «Последним искушением Христа», и Мэл Гибсон со «Страстями Христовыми». Западный мир пристально вглядывается в библейские мифы, что-то пытается в них найти. Кстати говоря, Браун-то ведь тоже сначала ученый, исследователь, а затем уже попсовый писатель (есть аналогии в России). Так в чем же смысл «послания» Дэна Брауна? В чем его «ересь», говоря другими словами? И это не ново под луной – Мария Магдалина была не блудницей, а любимой женой Иисуса Христа, от этого брака пошла династия, наследников которой одни религиозные фанатики хотят под корень извести, чтобы не «замарать» чистый лик непорочного Сына Божия, а другие не менее фанатичные сторонники – столь же ревностно оберегают. Любопытно только, как киношный «Код…» легким штрихом рисует в целом «безбожную» цивилизацию, в которой неверующим оказался даже прямой потомок Христа и Магдалины. И пафос идеи в том, что Христос был «просто» своеобразным и замечательным человеком. Сама божественность его происхождения ни авторов не интересует, ни зрителям они мозги этим не пудрят. Мол, неважно это уже. Тогда в чем же смысл тайного тысячелетнего сбережения этой «чаши Грааля»? Примерно в том же, как в России время от времени всплывали мифы о чудом спасшихся царевичах, царях и царевнах? …Мне рассказали, что во время просмотра фильма «Код да Винчи»в Москве местный (столичный) зритель рассмеялся в том месте (отсутствующем, кстати говоря, в книге), где герои-беглецы бегом минуют Елисейские поля, вступая в секундный контакт с наркоманом. Где-то на обочине зрения возникает сценка с миньетом под деревом. Вот тут москвичи узнали свой европейский город, такое не только в Париже можно узреть. А вот ижевчан рассмешила попытка Софии в финале ступить на водную гладь небольшого водоема. Нет, еще рано ей по воде ходить, «яко посуху». Этого тоже нет в книге, зато достаточно тонко и иронично вставлено – мол, и мы не лыком шиты, хоть и не верим, а попробовать не мешает. Религия становится вполне подходящим, ходовым «товаром». Причем я это говорю отнюдь не в осуждение авторам книги и фильма. Эта тенденция толерантности, порожденная глобализацией, она России просто позарез нужна. Чтобы не пускать в ход кулаки по таким поводам как гей-парад. Как и другая мысль, может быть, здесь выказанная неясно, но в западной цивилизации воплощенная – культ Девы столь же полноценен, сколь и Бога в мужской ипостаси. В повседневной практике западных сообществ это, на мой взгляд, проявляется в куда более значительной роли женщин в политике и экономике, чем у нас, а тем более в мусульманских странах. Говорят, что трудно найти жанровое определение для «Кода да Винчи». Драма, детектив, комедия? Уж точно не третье – не смешно. Для драмы маловато чувств. Детектив. Причем часто какой-то умозрительный, построенный на надуманных головоломках, нечто вроде ребуса, когда надо вместо запятых вставлять буквы и понятия, изображенные на рисунках. Кому-то это может быть интересно, но уж очень на любителя.