В апреле 2006 года на территории Удмуртии собрано 4 млрд 546 млн руб. налогов и сборов (без учета ЕСН). Это на 888 млн руб. меньше, чем в марте 2006 года, и на 847 млн руб. больше, чем в апреле 2005 года.Так, если в апреле прошлого года поступления налога на прибыль в консолидированный бюджет республики упали по сравнению с мартом в два раза, то в прошлом месяце сокращение получилось четырехкратным. Апрельская сумма налога на прибыль в 2006 году оказалась даже на 36,5 процента ниже, чем в этом же месяце прошлого года. Исполнение консолидированного бюджета Удмуртии прошло с дефицитом – расходы превысили доходы на 401 млн рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года расходная часть выросла на 14,3 процента, доходная - только на 8,1. При этом остатки денежных средств на счетах консолидированного бюджета увеличились за месяц на 232 млн рублей. Объяснить это противоречие можно только одним – ростом заимствований, с помощью которых властям удается закрывать бюджетный дефицит. В этом году дефицитные и профицитные месяцы чередовались один за другим. Сначала был профицитный январь, затем дефицитный февраль, потом прошел финансово благополучный март, сменившийся дефицитным апрелем. Сухой остаток исполнения бюджета в целом за январь-апрель получился все равно минусовый – расходы консолидированного бюджета превышают доходы на 226,7 млн рублей. Тем больше бросается в глаза произошедший за этот же период рост остатков средств на счетах консолидированного бюджета Удмуртии (+223 млн рублей). Это расхождение величиной в сумме почти в 450 млн рублей было примерно на 35 млн рублей закрыто доходами от продажи акций предприятий, находившихся в республиканской собственности, остальное – заимствованные в этот период средства. Кроме того, за усредненными данными консолидированного бюджета не всегда просматривается дисбаланс в исполнении республиканского бюджета и местных бюджетов городов и районов Удмуртии. В апреле напряжение здесь существенно возросло. Так, если сокращение остатков средств на счетах республиканского бюджета имело место лишь в январе и марте, то местные бюджеты все четыре месяца жили в ситуации сокращения остатков денежных средств. С начала года сумма остатков на счетах городских и районных бюджетов сократилась почти на 500 млн рублей, в то время как остатки республиканского бюджета выросли на 716 млн рублей. При этом, как никогда, возросли распределительные полномочия республиканских властей. Так, на 1 мая сумма дотаций и субвенций из республиканского бюджета закрывала в среднем около 40 процентов расходов, произведенных в январе-апреле из местных бюджетов. В апрельских расходах консолидированного бюджета Удмуртии бросается в глаза высокая по сравнению с другими месяцами доля прочих затрат (рост в 3 раза по сравнению с апрелем 2005 года и в 21,4 раза по отношению к марту). Это привело к сокращению долей некоторых других расходных статей в общей структуре расходов, однако не коснулось финансирования статей, по которым под патронажем президента Удмуртии проходят значительные бюджетные ресурсы под закупку транспорта и сельхозмашин. В апреле финансирование по статье «транспорт» возросло на 37 процентов, а по статье «сельское хозяйство» почти в 5 раз, что невольно связывается с подготовкой республиканских властей к визиту в Удмуртию президента России. Между тем расходы на обустройство двух определенных под визит агропромышленных предприятий – СПК «1 Мая» и ОАО «Совхоз «Восточный» не смогли бы за четыре недели «съесть» такой объем средств. Это подтверждается и прошлогодними данными, по сравнению с апрелем 2005 года нынешние расходы бюджета Удмуртии на сельское хозяйство оказались даже на 7,9 процента ниже. Из других пошедших в рост расходных статей в этот раз выделяются СМИ (+40 %) и здравоохранение (+18 %). Со здравоохранением все понятно – в связи с нацпроектами прошло финансирование закупок медтехники и оборудования. Нужда в СМИ, видимо, объясняется острой необходимостью срочно поднять рейтинг президента Удмуртии, который по итогам апреля оказался самым низким среди рейтингов руководителей регионов, входящих в ПФО. Другой способ изменить отношение населения к республиканским властям явно недооценивается – финансирование по статье «социальная политика» сократилось по сравнению с мартом на 21,4 процента и на 14,5 процента по отношению к апрелю прошлого года.
табл.