Другой ракурс
фотоПроблема с беспризорниками появилась не сегодня и даже не вчера. Число неблагополучных семей растет год от года. К примеру, в 2003 году – 286 неблагополучных семей, в 2004-м – 307, в 2005-м – 627. Существуют вполне конкретные органы охраны прав детства, которые должны контролировать неблагополучные семьи, следить за жизнью детей в них и, в случае возникновения угрозы жизни или здоровью ребенка, принимать решение об его изъятии из семьи. Кроме прочего, органы опеки и попечительства занимаются оформлением детей в Дом ребенка, интернаты и делают многое-многое другое. Готовят документацию на детей, занимаются процедурой устройства ребенка в приемную семью. 11 мая в здании администрации города состоялось очередное заседание городской комиссии по делам несовершеннолетних. В ходе данного мероприятия выяснилось, что в Ижевске назрела довольно неприятная проблема, а именно своевременный перевод беспризорных детей из больниц, куда их доставляют на лечение, в соответствующие учреждения. Дети, подобранные на улице, и дети, изъятые из неблагополучных семей, подолгу залеживаются в лечебных учреждениях, которые фактически становятся им домом. Все упирается в долгую процедуру перевода ребенка в детские дома и интернаты из-за нехватки денег и забюрократизированности порядка оформления документов. Например, в МСЧ «Ижмаш» с 25 августа 2005 года находится маленькая девочка, которую бросила родная мать. Малышке всего два с половиной года, из которых год она провела в стенах больницы. Ребенок совершенно здоров, но идет оформление документов, без которых девочку не примут в Дом ребенка. Требуется невероятное количество справок и бумажек, например, ИНН, медицинский полис, пенсионный счет и т.д. Районные органы опеки никак не могут решить, кто должен взять на себя всю работу по оформлению документов ребенка. МСЧ «Ижмаш» территориально расположена в Устиновском районе, а девочку сюда доставили по направлению Первомайской администрации. Районные органы опеки и попечительства все еще продолжают ожесточенно переписываться в поисках крайнего. Все это время ребенок вот уже 260 койко-дней (как выразился главный врач) находится в медицинском учреждении. И это не единственный случай, когда дети фактически вынуждены жить в больнице. В той же МСЧ «Ижмаш» с 25 декабря живут две маленькие сестрички, девочкам по два года, с 15 марта 2006 года в больнице лежит мальчик двух с половиной лет. Задерживаются дети и в других больницах - отправлять их больше некуда. Подобная ситуация не устраивает всех: больницу, органы опеки, городские власти, однако определиться с тем, как решить проблему, никто не может.
Ни средств, ни сил – больница
По словам заместителя главврача МУЗ МСЧ «Ижмаш» Валентины Протопоповой, первые беспризорные дети начали поступать в больницу в начале 90-х, тогда это были единичные случаи. С каждым годом число детей, прошедших через инфекционное отделение, растет. В 2003 году - 25 человек, в 2004-м – 63, в 2005-м – 87 детей. Только за первый квартал 2006 года в больнице побывало 30 детей из неблагополучных семей. Больница обязана принимать всех детей в возрасте до четырех лет, даже если они доставлены с улицы. Дети более старшего возраста предварительно должны направляться в приют, где их осматривают медики и при необходимости направляют на лечение в городские больницы. Профиль больницы определяется соответственно диагнозу. МСЧ «Ижмаш» специализируется на заболеваниях верхних дыхательных путей и острых вирусных инфекций. Фактически же в больницу «Ижмаш», по словам Валентины Ивановны, попадают все дети, независимо от заболевания. Происходит это потому, что в единственном в городе приюте не хватает мест, работники которого сами звонят в больницу и просят принять ребенка. Кроме того, в приюте нет квалифицированных медицинских работников, ребенку просто не могут поставить диагноз, а потому все стекаются в инфекционное отделение больницы, независимо от возраста (от 1 года до 15 лет) и диагноза. Дальнейшее продолжение истории уже известно. Детей осматривают, лечат (если в этом есть необходимость), после чего должны выписать. Но выписывать, как правило, некуда. Маленькие пациенты остаются жить в больнице. Страдают в данном случае не только дети, которыми никто не занимается. Медперсонал просто не в состоянии уделять им время, дети предоставлены сами себе. Малыши не бывают на свежем воздухе, школьники, не долго думая, сбегают из больницы - в штатном расписании нет охранников. Не самая приятная ситуация складывается и для бюджетов больницы, лечение таких детей в течение месяца оплачивается, но если ребенок продолжает находиться в больнице дольше, то за это уже никто платить не будет. И для того, чтобы хоть как-то содержать и кормить ребенка, больницы вынуждены экономить средства на содержании других пациентов. Складывается такая ситуация, что здоровые дети занимают места в больнице. Особенно это ощутимо в разгар эпидемий - больным просто вынуждены отказывать в госпитализации, потому как мест нет. В ситуации с девочкой, которая находится в медсанчасти с 25 августа прошлого года, медики видят, скорее, вину работников службы опеки и попечительства Первомайского района, дети из Устиновского района в больнице на такой длительный срок не задерживаются.
Читайте законы внимательней
В отделе охраны прав детства Первомайского района уверены, что сложившаяся ситуация с детьми это, прежде всего, небрежное отношение к закону со стороны медицинского учреждения, где находится ребенок. Руководитель отдела Наталья Юданова объясняет, что перевод ребенка из медицинского учреждения в другое специализированное заведение - четко отлаженный механизм. «Больница должна поставить в известность о ребенке органы опеки того района, на территории которого расположена больница. В данном случае органы опеки Устиновского района. И лишь потом районные органы опеки между собой решают, кто из них будет заниматься подготовкой документов для оформления в Дом ребенка», - говорит Наталья Петровна. Собрать необходимые документы не так просто. Как правило, у таких детей не бывает ни свидетельства о рождении, ни других документов, удостоверяющих личность, ни жилья, ни прописки. В любом случае, ребенок должен отправиться в больницу для так называемой чистки, на все про все медицинскому учреждению выделяется одна неделя. Собрать за это время все документы не представляется возможным, а без полного пакета документов ребенку никто не даст путевки ни в Дом ребенка, ни в интернат. Во-первых, надо найти мать, иначе лишать родительских прав просто некого, во-вторых, необходимо установить личность ребенка, далее необходимо получить ИНН, заполнить анкету на жилье в Министерстве образования, получить гражданство. Установление гражданства отдельная песня, эта услуга платная - 1000 рублей, деньги должен выделять бюджет, но их, как всегда, не хватает. Помимо этого, необходимо узнать место прописки матери в 1992 году. Еще нужны медицинский страховой полис, пенсионное удостоверение, свидетельство о рождении, и только потом следует постановление об устройстве ребенка в детский дом. В среднем, чтобы получить все документы, уходит месяц. Все это время дети живут в больницах, правда, те, кто постарше, там не задерживаются, сбегают на улицу. Потом начинается заполнение анкет для устройства ребенка в семью. Все данные о детях, вплоть до цвета глаз и волос, передаются в специальный банк данных. Но для того, чтобы информация о ребенке могла попасть туда, служба опеки и попечительства должна согласовать это решение со всеми родственниками ребенка, всех их надо найти и собрать о них полные сведения. Пока не получена путевка в одно из специализированных учреждений, ребенок будет находиться в больнице, в приюте или у родственников, если таковые есть и хотят заботиться о ребенке. Приют не резиновый - всех туда не определишь, а кроме лечебных учреждений, у нас для беспризорных детей ничего не предусмотрено.
Сначала в больницу
В городском приюте корреспонденту «Д» объяснили, что по новому приказу детей первым делом должны отправлять в больницу. Раньше действительно была такая практика, когда ребенка сначала привозили в приют, где его сотрудники определяли, нуждается ребенок в госпитализации или нет. Но в последнее время участились случаи заболеваний туберкулезом. Детей привозили с открытой формой, были случаи контакта здоровых детей с больными. Поэтому сегодня всех беспризорных (независимо от того, подобрали ли ребенка на улице или изъяли из семьи) направляют на проверку в больницы. Что, собственно, до приюта, то заведение и в самом деле не слишком большое, рассчитано на 120 мест, принимают туда всех от трех до десяти лет. Заведение, как говорят сами работники, - скорее, перевалочный пункт, приемник-распределитель. Финал истории с девочкой, живущей в больнице почти год, еще не так близок. По прогнозам заместителя главного врача больницы Валентины Протопоповой, собирать все документы будут еще, как минимум, два месяца. В Первомайском районе уверены, что заниматься этой проблемой необходимо совместно с органами опеки Устиновского района. В Устиновском районе руководитель отдела охраны прав детства находится сейчас в отпуске и будет отсутствовать еще полторы недели. В ее отсутствие комментировать ситуацию никто не решился. «Ничего не знаем», - заявили корреспонденту «Д» работники службы опеки.