фото«Уважаемый Игорь Николаевич (Прим. – председатель Госсовета УР Семенов)! Уважаемые депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики! Уважаемые приглашенные!» - обращался президент Удмуртии ко всем, кого в тот день пропустила милиция в здание республиканского Госсовета. Как следует из обращения президента Волкова, остальные 1 млн 544 тыс. жителей Удмуртии, вверенной ему в управление, его в тот момент нисколько не интересовали. Позже сев писать эту статью и полистав архив, убедился – жители республики не интересовали президента Удмуртии и в предыдущие годы.
По объему тексты посланий президента России и президента Удмуртии были почти равны, Александр Волков сказал лишь на 48 слов меньше. Правда, главная тема – демография у Путина значительно весомей – 941 слово (14,5 % от текста доклада), у Волкова – 373 слова (5,8 %). Для сравнения: слова о празднованиях и торжествах заняли куда больше места в докладе Александра Волкова - около 10 процентов текста. По содержательной части сказать нечего – в устах главы государства эта часть его послания стала сенсацией для большей части населения страны. Жители Удмуртии, в том числе те, что смотрят местные новости и читают местные газеты, вряд ли смогут припомнить что-нибудь из слов Волкова. Здесь уместнее процитировать, например: «Приносит результаты и проводимая в республике семейная политика, - сказал в своем докладе президент Удмуртии, - так, в прошлом году на полторы тысячи больше заключено браков, а распалось на 500 семей меньше, чем в предыдущем году». Думаю, что «семейная политика» имеет к этим фактам самое отдаленное отношение, о чем, возможно, отдает себе отчет и президент Волков. Просто растущему 2005 году предшествовал високосный 2004-й, а к високосным годам у народа большое предубеждение, и число свадеб в такие годы всегда снижается (ну, разве что по «залету» или когда уже не впервой). Естественно, что на другой год происходит рост, хотя бы и относительный по отношению к «неурожайному» году. Так было и в прошлом високосном - 2000-м, будет и в следующем – 2008-м. А число разводов в эти годы, как правило, держится примерно на одном и том же среднем уровне. Ну, явно не из-за «семейной политики»... Достаточно взглянуть на статистику – за последние семь лет жители Удмуртии сделали 68.082 попытки связать себя законными узами брака, но за тот же период 39.522 предыдущих попытки «разбились о быт». Уровень статистической устойчивости семьи получается очень рискованный – только 41,9 процента. А трехкратная разница между суммами средней зарплаты по республике (6838 руб.) и средней ценой 1 кв. м жилья на первичном рынке (21.136 руб.) не оставляет шансов на принципиальное снижение этих рисков. Между тем дети рождаются и от благополучных и от неудавшихся браков, но число родившихся за семь лет (119.722 чел.) не перекрывает «естественной убыли». Могут ли инициативы Путина изменить ситуацию в стране в целом и в нашей республике в частности? В формате Удмуртии лично меня очень напрягает «энтузиазм» республиканской бюрократии. Со дня оглашения послания прошло всего ничего времени, а удмуртский агитпроп уже выдал на гора массу сюжетов, из которых следует, что президент Путин чуть ли не берет пример с президента Волкова, который давно озабочен проблемами демографии. Я уже представляю как тот же вице-премьер «волковского» правительства Наталья Харина мысленно умножает стоимость родильных сертификатов (повышенную Путиным с 5 до 7 тыс. руб.) на среднее число рождений в республике. И также мысленно пропускает полученную сумму через конкретный Центр материнства и детства, который обещал ей в кратчайшие сроки построить президент Волков. В расчете на одно конкретное учреждение получается достаточно внушительная цифра – 120 млн рублей в год. И зная, какими методами реализуется «семейная» (и все прочие) политика администрацией президента Волкова, думаю, что развивать будут именно какой-то отдельно взятый Центр, а не систему здравоохранения в целом. При такой политике можно запросто оттяпать поликлинику у действующей 1-й РКБ и отдать «оптимизированные» площади будущему Центру – для расширения пропускной способности родильных сертификатов. Как такая политика будет способствовать сокращению «естественной» убыли населения Удмуртии? Очевидно, никак, поскольку смертность при разрушении системы здравоохранения в целом программируется на рост. Естественная убыль населения Удмуртии с учетом миграции за последние пять лет составляет в среднем более 8 тысяч человек в год. Фактически за время действия выборной программы президента Волкова «Развитие Удмуртии» республика уже потеряла целый город, сопоставимый с населением той же Можги. А если это «развитие» продолжится, то через пять-шесть лет можем потерять еще и целый город «Сарапул». Не случайно же ни в одном ежегодном послании президента Удмуртии нет обращения к жителям…
Сергей Щукин

Демографическая ситуация в Удмуртии характеризуется процессом естественной убыли населения и отрицательным миграционным приростом

О КОРРУПЦИИ, БЮРОКРАТИИ И ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Из ежегодного послания Президента России Владимира Путина 25 апреля 2005 года (всего 356 слов)

Наше чиновничество еще в значительной степени представляет собой замкнутую и подчас просто надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса. И потому задачей номер один для нас по-прежнему остается повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение чиновниками законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению. Особенностью последнего времени стало то, что наша недобросовестная часть бюрократии (как федеральной, так и местной) научилась потреблять достигнутую стабильность в своих корыстных интересах. Стала использовать появившиеся у нас, наконец, благополучные условия и появившийся шанс для роста не общественного, а собственного благосостояния. И если сейчас, когда созданы предпосылки для серьезной и масштабной работы, государство поддастся соблазну простых решений, то верх возьмет бюрократическая реакция. Вместо прорыва мы можем получить стагнацию. При этом потенциал гражданского общества останется невостребованным, а коррупция, безответственность и непрофессионализм будут стремительно нарастать, возвращая нас на путь деградации экономического и интеллектуального потенциала нации и всё большего отрыва власти от интересов общества, нежелания госаппарата слышать запросы людей. Повторю, наша действительность не может нас удовлетворить. Ведь освободив крупнейшие средства массовой информации от олигархической цензуры, мы не защитили их от нездорового рвения отдельных начальников. Направляя правоохранительные органы на справедливую борьбу с преступлениями, в том числе налоговыми, то и дело обнаруживаем грубые нарушения прав предпринимателей. А порой и просто откровенный рэкет со стороны государственных структур. Многим чиновникам кажется, что так будет всегда. И что подобные издержки – это и есть результат. Должен их огорчить. В наши планы не входит передача страны в распоряжение неэффективной коррумпированной бюрократии. Мы исходим из того, что иметь в стране развитые демократические процедуры не просто необходимо, но и экономически выгодно. Быть с обществом в ответственном диалоге – политически целесообразно. И поэтому современный российский чиновник обязан учиться разговаривать с обществом не на командном жаргоне, а на современном языке сотрудничества. Языке общественной заинтересованности, диалога и реальной демократии. Полагаю, что мы прежде всего должны обеспечить право граждан на объективную информацию. Это – важнейший политический вопрос, и он прямо связан с действием в нашей государственной политике принципов свободы и справедливости. В этой связи определенные надежды возлагаю на обсуждающийся сейчас законопроект об информационной открытости государственных органов. Важно, чтобы он был принят как можно быстрее. Его реализация позволит гражданам получать больше объективной информации о деятельности государственного аппарата, поможет им защитить свои интересы.
Из ежегодного послания Президента России Владимира Путина 10 мая 2006 года (всего 360 слов)
В то же время, планируя дальнейшее развитие нашей государственной и политической системы, мы, конечно, должны учитывать современное состояние нашего общества. И в этой связи отмечу одну из существенных черт нашей внутриполитической жизни, а именно: низкий уровень доверия граждан к отдельным институтам государственной власти и к крупному бизнесу. И понятно почему. С переменами начала 90-х были связаны большие надежды миллионов людей, однако ни власть, ни бизнес не оправдали этих надежд. Более того, некоторые представители этих сообществ, пренебрегая нормами закона и нравственности, перешли к беспрецедентному в истории нашей страны личному обогащению за счет большинства граждан. «Работая над великой общенациональной программой, которая призвана дать первостепенные блага широким массам, мы действительно наступали кое-кому на «больные мозоли» и будем наступать на них впредь. Но это «мозоли» тех, кто старается достичь высокого положения или богатства, а может быть, того и другого вместе, коротким путем – за счет общего блага». Хорошие слова, жалко только, что не я их придумал – Франклин Делано Рузвельт, Президент Соединенных Штатов Америки, 1934 год. Это было сказано на выходе из Великой депрессии. Многие страны сталкивались с такими же проблемами, что и мы сегодня, и многие нашли из них достойный выход. В основе этого было четкое понимание, что авторитет государства должен основываться не на вседозволенности и попустительстве, а на способности принимать справедливые законы и твердо добиваться их исполнения. Разумеется, мы и впредь будем стремиться к тому, чтобы поднять престиж государственной службы. Будем поддерживать российский бизнес. Но и бизнесмен с миллиардным состоянием, и чиновник любого ранга должны знать, что государство не будет беспечно взирать на их деятельность, если они извлекают незаконную выгоду из особых отношений друг с другом. Говорю сейчас об этом потому, что, несмотря на предпринимаемые усилия, нам до сих пор не удалось устранить одно из самых серьезных препятствий на пути нашего развития – коррупцию. Считаю, что социальная ответственность должна быть основой деятельности и чиновников, и представителей бизнеса, и они обязаны помнить, что источником благополучия и процветания России является народ. Государство же обязано сделать так, чтобы это было не на словах, а на деле. Убежден, что ни одну из актуальных задач, стоящих перед нашей страной, мы не сможем решить без обеспечения прав и свобод граждан, без эффективной организации самого государства, без развития демократии и гражданского общества.