Школа-интернат выглядит закрытой, как крепость, но только не для ее воспитанников.В учебном заведении попытались этот факт скрыть. В прокуратуре Удмуртской Республики сообщили, что по данному факту прокуратурой Первомайского района Ижевска проводится проверка действий администрации школы-интерната, которая своевременно не сообщила в органы опеки об инцидентах, повлекших за собой серьезные травмы учащихся, а также по факту несвоевременного оказания медицинской помощи.
Звонок №1. Сотрудница
В среду, 3 мая, после обеда в редакции раздался звонок. Очень взволнованная женщина, с трудом подбирая слова, рассказала о происшествии в школе-интернате №2. «Вы знаете, что у нас произошло? - сообщила она, - ребенку ткнули иглой от шприца в глаз. Он остался без глаза… (на этом месте собеседница горестно вздохнула). То, что сейчас там идет разборка случившегося. Старательно уводят людей, которые ответственны за то, что произошло. Завуч по воспитательной работе пришла с ведома заместителя министра национальностей, это ее сестра, которая не является даже педагогом. Занимаются тем, чем надо. Сейчас все они думают, что их спасут вышестоящие руководители, и тихонечко все дело сойдет на нет. Усиленно сейчас уводят от ответственности тех людей, которые должны ответить. Сваливают всю вину на людей, которые, так сказать, постольку поскольку. Эту ситуацию на тормозах спустят, потому что вы знаете, с чем это все связано… Этих вещей была масса в нашей истории, не думаю, что что-то изменилось… Этот факт вопиющий, и дело не в том, что… Надо смотреть все содержание работы, отчего получилось так, что дети не организованы. Почему дети бегут за территорию. Почему на уроке из 170 воспитанников сидят 29 человек. Вот в чем проблема. У нас работала комиссия по расследованию этого обстоятельства. В комиссии пять человек. Но сейчас закроют все каналы, чтобы объективная информация не ушла, чтобы не ушли истинные результаты проверки. Потому что это не интересно ни правительству - мадам А., ни ее дочери, которая сидит в Министерстве образования. Осветите это каким-то образом, чтобы было всем видно…» (в этом телефонном звонке были названы фамилии многих чиновников, но из-за того, что данные факты не проверены, в тексте они не указаны). Мы договорились созвониться и встретиться, но буквально на следующий день, позвонив по телефону, который оставила собеседница, мы услышали, что на том конце провода «понятия не имеют ни о проверке, ни о происшествии» с несчастным мальчиком, и резко прекратили разговор.
Школа-интернат № 2. Доступные факты
В школе-интернате числится 180 детей, 40 из них - круглые сироты, возраст воспитанников от 6 до 17 лет. Вот, что пишет об этом учреждении газета «АиФ в Ижевске» (сентябрь, 2005 года): Учредителем школы-интерната № 2 является Администрация г. Ижевска, однако учредительный договор с ней не заключен. То есть, по большому счету, школа эта никем не контролируется. В соответствии с ФЗ «Об образовании» руководитель образовательного учреждения может быть назначен или нанят учредителем. Бывший директор школы-интерната № 2 Геннадий Желобов 16 марта 2004 года был уволен, в июле по решению Первомайского суда восстановлен, а затем по инициативе Управления народного образования Администрации г. Ижевска постановлением того же суда вновь отстранен от должности. С 24 декабря прошлого года директором является Лидия Князева. Прокуратура УР в 2005 году проводила проверку детских учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Нарушения обнаружились в школе-интернате №2. Выяснилось, что у школы нет права на ведение образовательной деятельности - срок действия лицензии истек еще 18 января 2003 года, а свидетельство о государственной аккредитации и вовсе отсутствует. То есть учили детей и подростков в школе-интернате незаконно и свидетельства о среднем образовании выдавались то же незаконно. Выяснить, как решались эти проблемы в школе-интернате, не удалось (см. Звонок №3. Директор). В сентябре 2005 года с Днем знаний учеников школы-интерната поздравил Виктор Балакин. Учреждения такого типа под особым контролем администрации города. Для спального корпуса на средства муниципального бюджета была закуплена мебель: 100 кроватей, 72 прикроватных тумбочки, 81 стол, 51 шкаф для одежды. Также школа-интернат №2 выиграла грант Министерства национальностей УР, в связи с этим школу посетил замминистра по национальной политике УР и группа армянских артистов. Валерий Шляфер в комментарии ТК «Арсенал» (1 сентября 2005 года): «В этом году мы полностью заменили мебель. В следующем году мы приобретем необходимое оборудование для комнат отдыха, видеотехнику, антенны. Приобрели новый компьютерный класс». Увидеть, как живут ученики, а также все то, что перечисляет начальник городского управления образования, нам тоже не удалось (см. Звонок № 3. Директор). Далее читаем в интервью библиотекаря, а по совместительству учителя географии и классного руководителя школы-интерната №2 Светланы Поздеевой на сайте www.job-today.ru: «Классный руководитель приходит к половине восьмого, будит детей. Потом проводит с ними уборку в спальной. После этого идет со школьниками на завтрак и отводит их на занятия в классы. Классный руководитель находится с детьми до часу дня, далее за школьниками наблюдает воспитатель, рабочий день которого длится до десяти вечера. Потом за детьми присматривает ночной воспитатель». Из этих слов следует, что с детьми постоянно находится кто-то из педагогов. Возникает вопрос, как они попадают за территорию интерната? Видимо, воспитатели «закрывают глаза» на регулярные побеги своих подопечных.
Звонок № 2. Друг семьи
В пятницу, 5 мая, вечером в редакцию позвонил мужчина и представился другом семьи пострадавшего мальчика. Он настойчиво просил разобраться в случившемся в школе-интернате, выяснить виновность педагогического коллектива и что ждет несчастного мальчика в будущем. «Понимаете, я друг семьи Пашки… Я его отцу пообещал, что буду отвечать за него. Ведь у него ни бабушки, ни дедушки. У Пашки мать от рака умерла, он сирота круглый, а я не уследил…», - сообщил мужчина. По его словам, дело было так. «Пацаны-второклассники гуляли за территорией школы-интерната. Нашли шприц с иглой, который наркоманы выбросили. Играли, играли - и воткнули Пашке в глаз. Он так пролежал целую ночь … Никуда не сообщали… Нужно с них (педагогов) спросить! Парень же инвалидом остался. А что его дальше ждет? Конечно, сейчас за ним будут ухаживать… До девятого класса продержат, выдадут «копейки», и он пойдет на улицу инвалидом… Что с ним будет. Я его отцу поклялся… А парень-то стал уродом! Я сам ходил в школу-интернат, разговаривал с социальным педагогом. Стало ясно, что дело хотят замять… Директор со мной разговаривать не стала. А там нарушений много, сами сотрудники говорят. Начальство интернату (администрации) разрешило на заборе рекламу размещать за деньги. Деньги из кассы берут, правда, потом возвращают… Недавно там случай был, старшеклассник ушел за территорию, где-то взял деньги, купил «композицию». Напился и решил жизнь самоубийством закончить. Спрыгнул с третьего этажа. Пацан жив остался, но руку сломал. И этот факт замяли. (Прим. - в настоящее время об этом происшествии стало известно правоохранительным органам, и по нему проводится проверка). Один из сотрудников мне рассказал, что как-то он шел на работу - и видит, на крыше сидит мальчик, который страдает лунатизмом. А воспитатели о том, что ребенок такое психическое расстройство имеет, даже и не знают. Меня поразило, что все контролирующие органы тормозят, не дают ход этому делу. Я сам ходил в милицию… Мне там ответили, что, мол, все они там, в интернате такие «сорванные»… 18 мая у них должна быть аттестация, а тут такое ЧП». Дальше позвонивший рассказал, как детей, и так обделенных, обкрадывают, что об этом знают все сотрудники школы-интерната, но кто-то боится директора, кто-то - кого повыше… О круговой поруке. О том, как дети убегают, попрошайничают, на что тратят деньги, и прочие обыденные сюжеты интернатской жизни.
Звонок № 3. Директор
Мы позвонили директору школы-интерната Лидии Петровне Князевой. Застать ее на месте было нелегко – то она в интернате с комиссией, то в Министерстве образования… Но вечером Лидия Петровна сама сняла трубку. Получился вот такой диалог: - Лидия Петровна, мы могли бы с вами встретиться, поговорить о происшествии? - Нет. Пока идет расследование, я встречаться и говорить не могу. Делать какие-то выводы можно только после проверки. У нас работает четыре параллельные комиссии (Прим. - Первомайского РОВД, Первомайской прокуратуры, Управления образования администрации г. Ижевска и инспекции по труду) - А когда закончится проверка? - Вот только что ушли люди, завтра опять придут, после 9 мая придут… Когда закончится, не знаю. - Мы могли бы сфотографировать, не ребенка… - Нет. -… то как дети живут, их быт? - Нет, мне прокуратура строго запретила. На этом наш разговор закончился. «Д» будет следить за развитием событий.