фотоПервого апреля исполнился год с момента его введения, а озадаченные ветераны так до сих пор и не получили внятного ответа - кто и на каком основании посадил их на «электрический паек»? Тот, кто исправно оплачивает счета за электричество, знает, что в среднем выходит в месяц куда побольше ста киловатт. Можно просто из любопытства посмотреть паспорт на свой родной холодильник: двухкамерный «Минск» «съедает» за сутки 1,58 кВт. Умножим на 30 дней. Получится 47 с небольшим кВт. Это, заметьте, только один электроагрегат из арсенала домашнего хозяйства. Зайдем с другой стороны. Есть такое понятие как прожиточный минимум. Недавно «Д» писал о том, как наш региональный ПЖ загадочным образом уменьшается при росте цен и стремительных темпах инфляции. Прожиточный минимум – это стоимостное выражение так называемой потребительской корзины, содержание которой теперь регионы вправе сами себе определять. Как раз сейчас депутаты Госсовета УР изучают законопроект «О потребительской корзине» (данный документ уже прошел первое чтение). В этой скудной «корзине», рассчитанной для уровня физиологического выживания, заложены также и расходы на электричество. Так вот, в прежней и в новой «корзине» этот объем был и остался 50 кВт. По крайней мере, условный наш «минимально выживший» житель хотя бы через день холодильник может включать. До 1 апреля 2005 года все получатели льгот по Федеральному закону «О ветеранах» оплачивали показания своих счетчиков наполовину, то есть пользовались 50-процентной скидкой. Откуда же взялись эти 33 киловатта, которые щедрой рукой отмеряли местные власти для бывших льготников? Вот что удалось выяснить. Основной федеральный документ, трактующий «меры социальной поддержки» пожилых граждан – закон «О ветеранах» (№ 5-ФЗ от 12.01.1995 в редакции закона №122-ФЗ) уже содержит эту норму: «…оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления)…». А в отношении ветеранов труда (отнесенных, как известно, к ведению субъектов РФ) формулировка еще проще: «Статья 22. Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации». То есть, грубо говоря, если Волков с Питкевичем завтра решат, что и 33 киловатта для стариков многовато будет, то они будут вправе «оптимизировать» эти социальные обязательства государства. Итак, ясно, что Центр отдал на откуп вниз, в регионы и на места, право определить конкретную величину мер «соцподдержки» в виде подлежащего льготной оплате количества киловатт. Спускаемся на региональный уровень. Как мне сообщили в службе юридической поддержки, в настоящий момент постановление правительства УР № 141 от 18.03.1996 г. уже утратило силу. Вместо него действует постановление от 24 декабря 2004 г. № 155 «О порядке предоставления мер социальной поддержки ветеранов труда, лиц, награжденных… и пострадавших от репрессий» (таким образом, затрагивает все три региональные категории). 155-е постановление действует в редакции аналогичного постановления № 176 от 26.12.2005 г., то есть обновлено с учетом, видимо, возросшей суммы ЕДВ. В разрезе интересующей нас темы привожу цитату из этого документа: «…скидки в размере 50 процентов по оплате коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления…» Как видите, один к одному с федеральным законом. Любопытно, что «в данном виде документ опубликован не был», говорится в сопроводительной справке юридической службы. Спускаемся еще на уровень вниз – муниципалитет. Там, где с нас берут деньги за электричество, в бывшем «Энергосбыте», а ныне «Региональном энергосбытовом комплексе» (РЭКс), по-прежнему ссылаются все на то же постановление замглавы администрации г. Ижевска от 25 апреля 2002 года № 184, ничуть не смущаясь тем, что называется этот документ «О дополнительных мерах социальной защиты населения в связи с реформированием ЖКХ» и содержит в себе «Положение о порядке предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг жителям Ижевска». Все вопросы, поставленные нами летом, остались: почему на ветеранов в отношении оплаты электричества распространено действие документа, трактующего вопросы исчисления жилищных субсидий для малоимущих? Это просто в голове не укладывается. Не видеть абсурдности такого положения просто невозможно. Пусть будут те же 33 киловатта, но честно «прописанные» старикам главой городской администрации Александром Ушаковым. Сейчас Прокуратура УР по запросу гражданина проводит проверку законности применения норматива 33 кВт к льготникам. С ответом, который будет дан заявителю, обещали ознакомить и «Д». А пока на недавно состоявшейся встрече, которую проводил с активистами протестного движения высокопоставленный чиновник «команды Волкова» Леонид Кондаков, пенсионеры опять получили «по зубам» - начальник отдела Госстроя УР Владимир Брюханов не видит противоречивости применения постановления № 184 к оплате ветеранами услуг за электричество. Просто, короткое замыкание какое-то…