Спектакль «У войны не женское лицо» молодежного театра«Извините, мы задерживаемся у директора. Подождите нас, мы сейчас спустимся», - по телефону сказала одна из актрис театра. В фойе «Дома», в раскрытую дверь администратора было слышно, как хозяйка кабинета договаривается, видимо, со школой о посещении спектакля «У войны не женское лицо». За этот спектакль театру благодарны все школы, все ветераны. Вскоре мое одиночество прервали участники труппы театра. По эмоциональному настрою было ясно, что обсуждали у директора далеко не творческие планы. Вместе с труппой ищем кабинет. Уже было обосновавшись в одном пустом кабинете, актеры решают не нарушать договоренность с работодателем, который выделил им только две рабочих комнаты, в которых они могут находиться в течение дня. В определенном начальством кабинете уже «прописана» методист, а в бывших комнатах театра сейчас работает бухгалтерия. Мы располагаемся рядом, и актеры начинают рассказ о своих злоключениях.
Первый раз
Первый раз молодежный театр уволили полным составом летом прошлого года. Актеры только вышли из отпуска, и их поставили перед фактом, что они уволены. Сотрудники театра обратились в Октябрьский суд. Заседание по делу состоялось 9 ноября, в результате чего было решено восстановить работников театра. Но «поработать» им пришлось недолго. Через несколько дней пришло новое уведомление о сокращении. С тех пор театр в родном здании живет, как во время военных действий. Приходится «обороняться»: вести переписку с многочисленными инстанциями, изучать трудовое законодательство, буквально «ходить по одной половице» и «бить в колокола», чтобы привлечь внимание к ситуации, сложившейся между директором «РДНТ-Дома Молодежи», Министерством культуры и театром.
Операция «Оптимизация» - два раза
В результате первой реорганизации, которая проходила в 1997-98 гг., театр «Дарт» лишился юридического лица, собственного помещения и был переведен в «Дом Молодежи». То есть бывший театр «Дарт» стал структурным подразделением в ГУК «КПУ «Дом Молодежи». с самого создания театра «Дарт», как это ни парадоксально, были попытки избавиться от него. Начали с давления на создателя и художественного руководителя театра «Дарт» Александра Андреевича Блинова: - Вот документ «Постановление о прекращении уголовного дела» от 1 марта 1999 года, открытого на Блинова по заявлению на него в прокуратуру Ижевска за подписью все того же Христофорова, только тогда не министра культуры, а зама от 16 марта 1998. Александра Андреевича обвиняли в злоупотреблении полномочиями (ст. 201 УК РФ). Цитируем текст постановление о прекращении уголовного дела: «[...] Блинов работал во благо театра и никаких личных выгод и преимуществ для себя не использовал, и, кроме того, Блинов был должностным лицом, и деяния, предусмотренные ст. 201 УК РФ, на его действия не распространяются», - читают актеры. В результате второй реорганизации-оптимизации в 2005 году получился «Республиканский дом народного творчества - Дом Молодежи». В этой оптимизированной структуре тоже не оказалось места для театра. Вместе с труппой разбираемся в документах переписки, чтобы понять, чем все-таки театр, востребованный и приносящий прибыль, не угодил Министерству культуры УР. «9 ноября 2005 года мы получили это письмо за подписью министра культуры Аверьяна Христофорова, в котором он сообщил о том, что, оказывается, наш Молодежный театр в «Доме Молодежи» все эти годы, с 1998 по 2005, был не профессиональным, а народным, любительским театром и не имел права получать заработную плату из бюджета. Но вот другой документ - выписка из «Справки-обоснования МК УР от 1998, представленная в судебные инстанции, за подписью того же Христофорова, в которой объясняется первая реорганизации нашего театра: «Министерство культуры УР считает, что процесс данной реорганизации дает реальную возможность сохранить профессиональный театр». В одном документе Христофоров ответственно уверяет, что сохранен профессиональный театр, в другом - он опровергает свои же слова, зафиксированные в судебных документах… Вот копии писем министра Аверьяна Христофорова и Натальи Хариной от 17 июня 2005 года и от 9 ноября 2005г., где они убедительно, в один голос доказывают, что «в структуре Республиканского дома народного творчества - Дома Молодежи» предусмотрен народный театр».
На деле выходит обратное
В связи с повторной реорганизацией одного и того же учреждения культуры «Дом Молодежи» и неоднократно меняющимся штатным расписанием коллектив бывшего театр «Дарт», единственный из всех коллективов ГУК «Дом Молодежи», за выполнение и перевыполнение финансового плана, за что всегда имел благодарности от руководства, был просто выброшен из нового штатного расписания в 2006 году. В реорганизованном учреждении «РДНТ - Дом Молодежи» вместо ставок театра (дополнительно к оставшимся руководителям разных структур к влившемуся числу работников Методического центра) появились новые должности: режиссер-постановщик, балетмейстер-постановщик, заместитель директора по инновационным программам и связям с общественностью, значительно добавилось количество штатных художников, макетчиков и т.п., новый отдел «Инновационных программ...» из 8-ми методистов и т.д. Появилось очень много уборщиков, гардеробщиков сторожей, бухгалтерских работников, контролеров, водителей. «Такого даже в Большом театре нет», - шутят в труппе. В личной беседе директор учреждения нам заявила: «Смогу заработать и на аренде, без ваших спектаклей». Неужели замена постановок для школьников банкетами, юбилеями с употреблением спиртных напитков - это и есть «инновационные программы и налаживание связей с общественностью» в новом республиканском «Научно-методическом центре - Доме Молодежи»? Куда пойдут 20 подростков, которые занимаются в студии при нашем театре? Какие же истинные цели преследуют такие реорганизации в отношении нас, актеров, якобы «ориентированные на улучшение условий и на развитие народного творчества?» Идет целенаправленное выталкивание коллектива и его руководителя из бюджетной сферы, со ссылкой на «крайне бедственное экономическое положение Удмуртии по сравнению с соседними регионами». Министр культуры нам прямо так и сказал, мол, мало нефти в республике добываем – денег нет. И еще добавил: «Была бы моя воля – я бы вообще один театр оставил. У нас очень плохая наполняемость в залах на спектаклях», – рассказывают актеры.
Второй раз
На днях судья Октябрьского районного суда Ижевска признал незаконным и второе увольнение. Судья Юлия Долгополова обязала директора «РДНТ - Дом Молодежи» предоставить участникам труппы 16 вакансий, с сохранением профиля. На заседании судья Долгополова, рассматривая дело, задала емкий, характеризующий всю ситуацию с театром вопрос: «Неужели культуру будем за счет дворников повышать?!» Директор предложила ставки секретарей, кладовщиков, разнорабочих, машинистов по стирке костюмов, а в качестве «общественной нагрузки» - участие в постановках торжественных вечеров и корпоративных вечеринок. «Второй раз нас незаконно уволили. И только мы сегодня вышли на работу - нам опять выдают уведомление о том, что мы вновь попадаем под сокращение. И это все в такой грубой, хамской форме… Сейчас мы должны работать с 8.30 до 17.30, отчитываться за каждый рабочий день по одному в кабинете директора. Нас осталось шестеро, но мы держимся. Мы не хотим, чтобы дети росли на «халтуре», когда в театрализованном представлении «РДНТ-Дом Молодежи» участвуют переодетые методисты, дворники, шоферы, а не профессионалы, а чиновники одним росчерком пера лишают целые коллективы любимой, а главное - востребованной обществом работы. За все то время, которое Христофоров ведет с нами борьбу, он ни разу не побывал на наших постановках», - говорят в театре.
***
Несколько недель назад отгремели фанфары «Театральной весны» Удмуртии. Много теплых слов в адрес театральных коллективов сказал сам министр культуры и другие республиканские чиновники. Театральная общественность в ответ рассыпалась в благодарностях… Очень грустно, что бывший теперь уже молодежный театр остался один на один со своими проблемами, без понимания Министерства культуры, которое, по сути, должно помогать нести культуру в массы, без поддержки своих коллег – театральных работников. Кстати, в частной беседе с актерами Аверьян Христофоров обмолвился, что следующим на «ликвидацию» стоит театр «Молодой человек»…