Cцена из спектакля «На Невском проспекте»В феврале на камерной сцене Омского академического театра драмы состоялась очередная премьера. Давали вполне традиционного для отечественного театрального репертуара Гоголя. Но интерес омской публики был подогрет двумя обстоятельствами: во-первых, необычностью инсценировки объединенных в жанре трагифарса трех повестей из так называемого петербургского цикла Николая Васильевича («Шинель», «Нос», «Невский проспект»), а во-вторых – возрастом режиссера-постановщика, одновременно выступившего еще и в роли музыкального оформителя. Полный 21 год перевернул представление критиков и театральной публики о возрастном статусе профессии театрального режиссера. Для ижевских же театралов примечательным в этой истории может стать имя и происхождение молодого дарования, премьера первой профессиональной работы которого, как утверждают очевидцы, прошла с аншлагом, в присутствии омских высших чинов, московских критиков и даже Советника Президента РФ по культуре. Все дело в том, что дарование это еще несколько лет назад исправно посещало не только все премьеры и репетиции Русского драмтеатра им. В.Г. Короленко, но и с не меньшим усердием углубленно изучало английский в лицее №29, а в каникулярное время «глотало» воспоминания Сальвадора Дали и полное собрание сочинений Чехова на даче, располагавшейся в черте г. Ижевска. Фамилия юного дебютанта – Кулябин – о многом напомнит не только работникам театра Короленко, но и всем ижевчанам, начавшим в 90-х годах прошлого века приобщаться к культуре первых спектаклей и театральных фестивалей с участием московских и питерских звезд, организацией которых занималось тогда первое в Удмуртии театральное агентство «КАПиК», основателем и директором которого был Александр Кулябин. Его младший сын – Тимофей, проживший в Ижевске только до 14 лет, остальные провел в Новосибирске, куда в начале 2000 года семья переехала в связи с поступившим Александру Прокопьевичу предложением возглавить «сибирский МХАТ» - театр «Красный факел», и в Москве, куда по окончании одиннадцати классов Кулябин-младший отправился уже самостоятельно, чтобы поступить в ГИТИС на режиссуру.
Тимофей КулябинСегодня начинающий режиссер признает, что разбираться в театре начал только в Новосибирске, благодаря театральной среде которого ему удалось стать студентом не только ведущего театрального вуза страны, но и самого «зрелого», возрастного его отделения. Заслуги Ижевска в этом первом своем судьбоносном успехе Тимофей не видит исключительно из-за того, что был тогда – в ижевский период своей биографии - еще слишком мал. Тем не менее, за всю историю Российской академии театрального искусства (современное название ГИТИСа) Ижевск был представлен в нем лишь двумя персонами – Тимофеем, заканчивающим в будущем году мастерскую Олега Кудряшова, и опять-таки его отцом – выпускником продюсерского отделения. Три странных происшествия, случившихся на Невском проспекте, - дело о шинели чиновника Башмачкина, о пропавшем носе майора Ковалева и об адюльтере поручика Пирогова составили первый режиссерский «печальный» день. «В театре есть такая поговорка про премьеру, - объяснил Тимофей корреспонденту «Д». – Спектакль, как корабль, уходит в океан, а ты стоишь на берегу, ничего уже сделать не можешь, но все еще кричишь: забирайте левей! – а на тебя уже машут рукой. Все! Сдал! Ты спектаклю больше не нужен». Но автор не особенно тревожится за его судьбу: «В этом театре спектакли десятилетиями остаются живыми. Мне очень повезло, что первый опыт я получил именно в Омске. Нигде я еще не встречал такой фантастической труппы!». Премьера «На Невском проспекте» состоялась в Омске за полтора года до защиты диплома - формального окончания вуза. В его основе лежала первая серьезная студенческая работа Тимофея - спектакль по одной повести Гоголя «Невский проспект», который он выпустил еще в начале третьего года обучения - первым на режиссерском курсе. Из этого опыта в результате и родилась нынешняя премьера. В коротком, но продуктивном студенчестве потомственного театрала были и «Ричард III», и «Маскарад», и «Ревизор». Последний, родившись из учебного этюда, удостоенного похвалы самого Петра Фоменко, мыслился начинающим режиссером как антрепризный проект, который сегодня сам его инициатор признает нереальным, но принесшим ему ценный опыт как в плане первого контакта с профессиональной, а не студенческой труппой, так и в понимании специфики московской и провинциальной театральной жизни.
Города живых и мертвых театров
«По отношению к профессии, к творчеству, по существующим в труппе традициям Омский академический театр драмы по праву можно назвать театральной столицей. Это уникальный театр, в котором можно поставить любую пьесу. Если говорить откровенно, то в Москве наберется только пара-тройка спектаклей, равных по уровню многим из омских постановок», - вернувшись в Новосибирск, вспоминает Тимофей, корректно, но настойчиво обходя разговор об ижевской театральной жизни, при этом охотно делясь своими соображениями насчет прочих провинциальных театров. Столичная ситуация, по мнению молодого режиссера, не совсем подходит для творчества по причине так называемой «проблемы денег»: работе в театре на 5-10 тысяч рублей в месяц актеры предпочитают озвучки, рекламы, свадьбы, съемки и т.д., гонорары за которые доходят до 3-5 тыс. долларов в день. Какой тут «Ревизор»!? В большинстве провинций – та же проблема денег, только наоборот: подавляющая масса театров прозябает на государственные деньги, совершенно омертвев и потеряв всякую связь со зрителем. И только отдельным патриархальным провинциям удается сохранить театры «живыми». Причем городу для этого совсем не обязательно быть региональной столицей или миллионником. Для этого достаточно быть, к примеру, городом Советском (!) Калининградской области, где общественность бьет тревогу в связи с острейшей нехваткой средств на развитие театров и где Тимофей в августе этого года, по его собственному признанию, практически за бесплатно – ради творческого наслаждения планирует работать над спектаклем по «Евгению Онегину». Вопрос о связанных с Ижевском творческих планах в связи с уже озвученными обстоятельствами так и не был задан. На прошедшем в январе в Екатеринбурге общероссийском «смотре» выпускников режиссерских отделений Тимофей стал рекордсменом по количеству предложений о сотрудничестве среди которых были и варианты работы в столице. Но в качестве плацдарма он выбрал родной новосибирский «Красный факел», куда он вернулся после омской премьеры. В ближайших творческих планах – работа в посвященном британской драматургии международном проекте, где профессиональный выход найдут и лингвистические способности, работу над развитием которых начали еще ижевские учителя.
Петербурженки в Ижевске. Обнаженные и одетые
В последний день зимы с мастер-класса художников Юрия Иваненко, члена Санкт-Петербургского Союза художников и ассоциации искусствоведов, и Евгения Дубицкого, члена Санкт-Петербургского СХ, началась выставка «Петербургская красавица». Обучение было под угрозой срыва. Скромность ввела в оцепенение ижевских студентов-художников. Но Юрий Иваненко по-отечески расставил стулья, мольберты и усадил студентов, те, наконец-то, ожили, достали карандаши и приступили к рисованию. Моделью выступала сотрудница «Галереи». К слову сказать, не все работы студентов понравились кураторам. Ошибки были озвучены и, по возможности, исправлены. После чего началась презентация выставки. Проект «Петербургская красавица» МВЦ «Галерея» подготовила специально к весенним праздникам – это подарок всем жителям г. Ижевска, который доставит наслаждение от общения с подлинными мастерами искусства, создаст хорошее настроение. В экспозиции представлено около 80 живописных и графических произведений 18 художников из Санкт-Петербурга. Многие имена известны ижевскому зрителю по проходившей в «Галерее» летом 2005 года выставке «Петербургская пастель». «Петербургская красавица» – второй проект, который «Галерея» осуществляет совместно с Санкт-Петербургским Союзом художников. Название выставки определяет тематику работ – это светлое радостное приношение современнице. Выставка отличается жанровым и стилистическим разнообразием: портреты, ню, сюжетные композиции, натюрморты выполнены в различных живописных манерах и графических техниках. Уникальная графика Олега Яхнина, заслуженного художника России, члена-корреспондента Академии гуманитарных наук, чьи страстные, внутренне драматичные женские образы созданы в технике карандаша и рисунка тушью. Нежные, лирические пастели Евгения Дубицкого, навевающие воспоминания о розовых ню Ренуара. Фантасмогоричные композиции классика петербургской гравюры Виктора Вильнера, члена корреспондента Российской государственной Академии художеств. Яркие и энергичные живописные полотна Виктора Татаренко; изысканно-элегантные романтические портреты Елизаветы Васнецовой, дочери знаменитого художника Юрия Васнецова, похожие на волшебные миражи монотипии Марины Бусаревой. Работы, представленные на выставке, объединяет мастерство и профессионализм в своем деле, верность особым культурным традициям Петербурга. Все они - участники различных российских и зарубежных выставок; их работы хранятся в крупнейших музеях нашей страны и частных коллекциях. Летом этого года одновременно с III Международным биеннале графики, организаторами которого являются художники Санкт-Петербурга, в «Галерее» планируется показ лучших работ I – II Международного биеннале графики.
Анри» «Спамом» попали в FUZZ (Удмуртия)
Роковая группа из Ижевска (Удмуртская Республика) «Анри» удостоилась чести попасть в аудиоприложение к журналу «FUZZ». В публикациях этого известного музыкального журнала соблюдается правило: внимательно следя за деяниями признанных мэтров рок-н-ролла, сохраняя дружественные отношения с Борисом Гребенщиковым и Юрием Шевчуком, «Аукцыоном» и «Браво», Чижом и Андреем Макаревичем, «Чайфом» и Вячеславом Бутусовым, FUZZ всегда стремился поддерживать талантливую молодежь. Первые в отечественной прессе материалы о группах «Король и Шут», «Сплин», «БИ-2», «Tequilajazzz» и многих других, чьи имена ныне широко известны, появились именно на страницах FUZZА. Надеемся, что «Анри» постигнет такая же участь, как вышеперечисленных дебютантов FUZZА. Послушать песню с интригующим названием «Спам» можно на сборнике издательства «Охота N15». Сергей Ищенко так прокомментировал это знаковое событие корреспонденту «Д»: «Впервые ребята из «Интеграла» (местный рок-клуб) попали в глянцевый журнал. Рок-н-ролльщики никогда такого не делали. Теперь перед всеми рок-группами Ижевска открылись новые возможности». В поддержку выхода песни музыканты 25 марта устроят концерт в клубе «Вавилон», а потом отправятся в тур по городам: Москва, Воронеж, Архангельск, Санкт-Петербург, Киров.