Семья ушла. Осталось домохозяйство
В настоящее время существует две крайних точки зрения на современную семью. Первая – негативная – семья находится в глубоком кризисе, чему способствует множество причин как социального характера, так и экономического.
Вторая (относительно позитивная) – современная семья постепенно переходит от превалирующе мужской к равноправно половой семье с взаимно партнерскими взаимоотношениями.
Отношения государства и семьи, в той или иной степени, определены нормативно. Но подавляющее большинство (как семейных, так и холостых людей) высказывает мнение о необходимости принятия специальных законов, направленных на поддержку семей, особенно тех, которые воспитывают детей. Принятие таких законов окажет положительное влияние на укрепление социального статуса семьи, повысит ее социальную значимость в российском обществе, что положительно скажется на повышении рождаемости и уровне благополучия значительной части населения России.
Ирина Игнатьевна после гибели супруга не имеет права ни на детское пособие на несовершеннолетнего сына, ни на субсидию на оплату коммунальных услуг. А все потому, что, работая учителем в школе, вместо одной ставки взяла две и стала получать около 5 тыс. 400 руб., что оказалось незначительно, но больше полагающегося по закону «прожиточного минимума»…
Виктория и Станислав воспитывают троих детей, но и они постоянно сталкиваются с законодательными недоработками: то льготу за детский сад отменяют, то льготное питание в школе, а о детских пособиях они уже и не вспоминают, так как «подушевой прожиточный» у них аж на 70 рублей (!) выше, чем нужно по нормативам. В загородные лагеря летом дети не ездят, так как организации, где работают родители, не оплачивают летний отдых детей сотрудников…
Есть, конечно, и масса других примеров. Негативных, когда дети появляются на свет только для получения пособия по рождению ребенка, а потом об их существовании и не вспоминают, в лучшем случае такие дети оказываются в детских домах.
По словам председателя комитета по семейной и демографической политике Натальи Дейкиной, на семью как на «ячейку общества» сейчас мало кто обращает внимание. В последней переписи семья как таковая ушла, осталось лишь то, что называется «домохозяйством». Даже статистика по семейной политике отсутствует. Соцзащита фиксирует те семьи, которые требуют реальной финансовой поддержки государства, и зачастую их доходы ниже прожиточного минимума. Здравоохранение занимается здоровьем конкретного ребенка при наличии у него медицинского полиса. Но среди семей много таких, которые не относятся ни к той, ни к другой группе
За каждой цифрой - жизнь
Между тем в Удмуртии на протяжении двух лет собирались и обрабатывались данные, связанные с семьей, ее составом, жизнью и местом в обществе.
Итак, в республике насчитывается свыше 240 тысяч семей, где есть дети до 18 лет. Более 80% современных семей относятся к группе риска. Среди них 5% - многодетные семьи. За последние несколько лет их количество уменьшилось в3 раза и составляет порядка 12 тысяч.
Вторая категория «риска» – неполные семьи (развод, смерть одного из родителей (чаще отца), в них воспитывается каждый пятый ребенок. Ежегодно увеличивается и количество одиноких матерей. В Удмуртии – это каждая третья семья (32,7%), что несколько выше, чем в среднем по России.
Есть семьи, где родители (один или оба) инвалиды.
Еще одна категория – семьи с опекаемыми детьми. Их число медленно, но возрастает. При этом увеличивается и количество социальных сирот. Из полутора тысяч детей, оставшихся без попечения родителей, только один из десяти являются сиротой, остальные стали таковыми при живых родителях. Чтобы хоть как-то привить таким детям семейные ценности, во многих городах России начинают появляться патронатные семьи. За воспитание детей в таких семьях родители получают «зарплату» от государства.
Из числа полных семей только треть можно условно назвать благополучными. Из них 14% - это молодые семьи (возраст супругов не достиг 30 лет). И самое худшее, что каждая четвертая семья (около 60 тысяч) находится за чертой бедности.
Наказ – беречь семью
Чтобы поднять семью и семейную политику на должный уровень, в республике было издано множество нормативных актов, направленных на укрепление института семьи. Даже президент Волков выступил с обращением к руководителям предприятий и организаций всех форм собственности с предложением провести анализ нерешенных проблем семей своих сотрудников и принять меры к их комплексному решению, создать программы материальной помощи и обеспечения жильем молодых и малоимущих семей, содействовать в трудоустройстве родителей, имеющих несовершеннолетних детей, организовать различные формы семейного досуга и оздоровления, льготного семейного отдыха, всесторонне поддержать семейные трудовые династии. Но одно дело «обратиться» и совсем другое дело – реальное положение дел. Много ли руководителей, которые охотно берут на работу, предположим, женщину с детьми или отца, воспитывающего ребенка-инвалида. А летний семейный отдых для рядовых работников большинства предприятий любой формы собственности – скорее, счастливое исключение (подарок судьбы), чем правило.
Однако не все так плохо в нашем «королевстве». Наверное, следствием «обращения» стал социальный проект о поддержке многодетных семей, а награда «Материнская слава» снова будет вручаться матерям, воспитавшим пятерых и более детей. Последним проектом является межведомственная программа «Дети Ижевска», рассчитанная на три года. Среди подпрограмм «Здоровый ребенок, «Одаренные дети», «Дети-сироты, «Дети-инвалиды», «Профилактика безнадзорности»…К выполнению этого проекта планируется подключить все ведомства и комитеты муниципалитета.
В этом проекте, казалось бы, предусмотрено все: обозначены мероприятия, распределены обязанности, назначены ответственные, но основной вопрос – обеспечение программы финансовыми средствами пока витает в воздухе. Известно лишь, что кроме ожидаемых (!) федеральных денег, на реализацию программы выделится некая сумма муниципалитета. Вот только когда придут эти «ожидаемые деньги» и когда муниципалитет выделит свою часть?
Финансово-законодательные романсы
Пока же все понимают, что необходима адресность помощи семьям, т.е. равный (заинтересованный) подход к разным категориям семей с детьми, но как можно «оказать помощь», не имея на это должного финансового обеспечения.
Далеко не все слова о помощи семье и детям, которые так часто употребляют в своих речах чиновники разного уровня, осуществляются. Так, примерно 25 лет назад был принят закон о семейных детских домах. Однако из-за начавшихся в стране перемен до конца он доработан не был, в связи с чем стали возникать различные неувязки.
Более 10 лет идет работа над республиканским законопроектом о патронатных семьях. Небольшие сдвиги появились только в этом году. Так, на добровольных началах жителям Ижевска предлагается взять на каникулы или выходные дни детей из детских домов и школ-интернатов. Цель - помочь этой категории детей социально адаптироваться и научиться жить в семье. Если данный проект будет работать (как задумали организаторы Управления по делам семьи), то последует следующий этап – оформление долгосрочных договоров опекунства над брошенными детьми. При этом семья-опекун, согласно договору, будет получать от государства некоторое денежное вознаграждение.
Может быть, где-то такая форма работы с брошенными детьми и уместна, но у нас, скорее всего, и здесь многие «родители» найдут лазейку, чтобы получать «премию» от государства, которая сейчас приближается к 2 тыс. 500 руб.
Безусловно, опыт Самары в отношении патронатных семей, где нет учреждений для детей-сирот, вызывает восхищение (увы и ах!). Для Ижевска это пока нереально: только в городских интернатах живет более 500 детей (в республике - 1690 дошкольников и 5480 детей школьного возраста проживают в специализированных учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей). К великому сожалению, количество желающих взять в свою семью ребенка увеличивается гораздо медленнее, чем число брошенных детей.
Что же касается многодетных семей, то и здесь не все гладко. Так, например, в конце прошлого года одно из постановлений администрации города лишило многодетные семьи 50-процентной льготы по оплате содержания ребенка в детском саду. Более трех месяцев родители вынуждены были решать вопрос о 100% оплате и целесообразности пользования услугами дошкольных учреждений. И, наконец, в середине февраля решением городской Думы многодетным семьям было возвращено их право на льготу.
Семья в законе
Дальнейшее развитие семейной политики невозможно без знания конкретных данных о каждой семье. На основании статистики, существующей в настоящее время, невозможно оценить реальное положение дел. Цифры часто противоречивы и субъективны.
Семейная политика по сути решаемых ею проблем должна быть комплексной, межотраслевой, затрагивать широкий круг вопросов и освещать в семейном законодательстве комплекс правовых норм, регулирующих не только отношения между членами семьи, но и отношения семьи и государства.
Газета №10 (0762) / 16 марта 2006 г.
СЕМЬЯ УШЛА. ДОМОХОЗЯЙСТВО ОСТАЛОСЬ
В настоящее время существует две крайних точки зрения на современную семью. Первая – негативная – семья находится в глубоком кризисе, чему способствует множество причин как социального характера, так и экономического. Вторая (относительно позитивная) – современная семья постепенно переходит от превалирующе мужской к равноправно половой семье с взаимно партнерскими взаимоотношениями.