фотоТакова реальность сегодняшнего дня. Очень бы не хотелось, чтобы такая дисциплина, как «физическая культура», оставалась в школьном образовании лишь как процесс физподготовки. Ведь такая физическая культура не имеет смысла ни для учеников, ни для государства. Если сказать современному школьнику: «Занимайся физической культурой - и будешь здоровым», то в ответ запросто можно услышать: «А разве я больной?»
Группы здоровья
На сегодняшний день существует несколько групп, определяющих физическое развитие школьников: основная, подготовительная и специальная. По статистике, в Ижевске только половина школьников имеют основную группу. Они сдают все положенные нормативы и занимаются без ограничений. Примерно каждый десятый ребенок школьного возраста здоров лишь частично и имеет подготовительную группу, а каждый шестой ученик – специальную группу здоровья. Специальную медицинскую группу (СМГ) условно можно разделить на подгруппу «А» - это дети с хроническими заболеваниями и серьезными отклонениями в здоровье, состоящие на диспансерном учете, но которым можно выполнять некоторые физические упражнения. И подгруппа «Б» – те дети, которым суждено осваивать курс физической культуры только теоретически. С такими детьми должен заниматься врач в детской поликлинике либо учитель физкультуры, прошедший специализацию «ЛФК». Однако на деле оказывается, что дети СМГ вообще не занимаются физической культурой. Нет специалистов, так как обучение учителей платное и позволить себе оплату учебы может не каждый. Муниципалитет тоже не спешит решать данный вопрос. Чтобы обеспечить школы города учителями ЛФК, необходимо порядка 2,5 млн рублей в год. Таких денег в бюджете нет, говорят городские чиновники. Хотя с трибун утверждают, что необходимо вкладывать финансы в «детство».
По мелочам
Для того чтобы дети выполняли хотя бы «государственный стандарт» нормативов по физической культуре на оценку «удовлетворительно» (не говоря уже о каких-то спортивных достижениях), в общеобразовательные учреждения необходимо вкладывать от 2 до 3 млн рублей ежегодно. Причем только на приобретение спортивного оборудования. Не многовато ли? Нет. В самый раз. Обычная скакалка стоит сегодня 30 рублей. А чтобы провести на уроке элементы тренировки со скакалками, их необходимо, как минимум, 25-30 штук (на каждого ученика), обручи стоят почти 350 рублей, гантели – около 400 руб., а их нужно несколько видов. В каждой школе должно быть по 15 волейбольных и столько же баскетбольных мячей, стоимость которых (не китайский «ширпотреб», разваливающийся после первой же тренировки) приближается к 1,5 тыс. рублей за один мяч. И это расходы - «по мелочи». А еще в школах нужны, как минимум, 50 комплектов лыжного снаряжения («одеть» одного лыжника стоит сегодня порядка 5 тыс. рублей) и гимнастический инвентарь, который по всем нормам и правилам должен был быть списан еще лет пятнадцать назад. И он как будто бы списан, но так как денег на приобретение нового оборудования нет, педагоги, на свой страх и риск, до сих пор используют на уроках именно то, что было куплено еще в советские времена. По самым скромным подсчетам, для обеспечения одной школы спортивным инвентарем нужно 55 тыс. рублей, а выделено только по 40 тысяч (4 млн руб. на все школы города). Поэтому в начале XXI века в наших школах можно увидеть, что вместо гантелей используются пластиковые бутылки из-под лимонада, набитые песком. Вместо теннисных мячей – шарики из отслужившей свой век носочной продукции. А мешочки с песком для упражнений на равновесие, сшитые из проклеенной ткани, это и вовсе «дореволюционные» экземпляры. Но это наша реальная обстановка с обеспеченностью школ спортивным инвентарем. Какой спортзал! – все в одночасье бросились на всеобщую «компьютеризацию» школ. Но и этот процесс затянулся. В итоге во многих школах нет ни современного компьютерного класса, в котором можно заниматься всем и постоянно, а не один час в неделю (по расписанию уроков информатики), ни оборудованного инвентарем и отремонтированного спортивного зала. В результате в Ижевске на районных турах олимпиад по физкультуре приняли участие по всем разделам только три района: Первомайский, Ленинский и Устиновский. Индустриальный район провел олимпиаду без раздела «гимнастика», а Октябрьский – был в прошлом году единственным районом в республике, где вообще не стали проводить олимпиаду.
Норматив или грация
Много было разговоров о том, что выполнение нормативов на уроках физкультуры перестает влиять на общий балл, что повсеместно в школьные программы будет введен новый предмет «Физкультура и здоровье», ориентированный на укрепление здоровья детей и вовлечение в здоровый образ жизни. Практически уже готова и новая концепция предмета «Физическая культура», согласно которой программа для начальной школы будет представлена обучающе-игровыми комплексами, программы для 5-9 классов нацелят на основные виды спорта, а программу выпускных 10-11 классов – построят на видах спорта по интересам. Недавно руководители отдела физического воспитания Министерства образования РФ обсуждали новый вариант нормативов для уроков физкультуры. Но только не ГТО, а приблизительно то, что было раньше, в 50-60-х годах, и называлось в нашей стране БГТО. Довольно часто поднимается вопрос о снижении или упрощении нормативов, все чаще стали звучать мнения о том, что нормативы должны быть максимально дифференцированы, учитывать не только возраст ребенка, но и его рост, вес, тип телосложения. Вероятно, должна появиться система баллов, как это было в комплексе БГТО. К примеру, если ребенок может поднять большой вес – хорошо, но тогда его не заставят быстрее всех бегать. А в результате, по количеству баллов, он выполняет суммарный норматив и получает значок БГТО. При сдаче норм ГТО подход был формальным. Считалось, что школьник в среднем должен был уметь делать все: прыгать, бегать, метать, плавать, ходить на лыжах… Мальчишек учителя немилосердно «гоняли», готовили к армии. Зато на девочек почти не обращали внимания. На экзамене по физической культуре, содержание которого было разработано в традиционных представлениях физической подготовки, школьницы вместо красоты движений воспроизводили отжимание и поднимание ног в положении лежа на спине. И пусть эта школьница будет сутулой, двигаться как медведь, но, отжавшись двадцать раз, она получает пять баллов, заметьте, по физической культуре.
Час движения
Не так давно в школах планировали ввести третий час физкультуры. С благой целью - компенсировать двигательную пассивность учащихся. Сможет ли помочь третий урок физкультуры избавиться от гиподинамии? Тут все будет зависеть от профессионализма учителя физической культуры. Это единственный педагог в школе, который в институте подробно изучал физиологию, анатомию и спортивную психологию. Там, где школам с учителем физкультуры повезло, картина со здоровьем детей более или менее приглядная. К примеру, в лицее №86 уже давно проводится в каждом классе по три урока физической культуры, а в школе № 91, кроме трех часов физкультуры, введен еще один час (четвертый) – плавание. Но такая установка на здоровье учащихся скорее исключение, чем правило. Вообще цифра «три» была выбрана не случайно. Специальные исследования показали, что для людей, не занимающихся спортом, вполне достаточно трех часов активного движения в неделю. Может быть, в некоторых школах этот «третий» час и прижился, но большинство школ от него просто-напросто отказались, так как нет средств платить зарплату учителю физкультуры за дополнительную часовую нагрузку. Дополнительный час физкультуры – это значит сокращение какого-то другого предмета на тот же академический час. А этого не позволяет «Программа обучения». Вот и получается, что хотели как лучше…
Только цифры
С 1985 года среди медиков и педагогов продолжаются разговоры о занятиях с детьми с ослабленным здоровьем. Именно тогда были опубликованы методические указания по работе со спецмедгруппами. С 1995 года письмом Министерства образования РФ рекомендовано в аттестатах об основном общем и среднем полном образовании обязательно выставлять отметку по физической культуре, не допускается запись «зачтено», «освобожден» или «не изучал». Ежегодно в школьных спортзалах получают травмы различной степени тяжести около 200 учащихся. Основной причиной детского травматизма является недостаточное финансирование на улучшение оснащения спортивных залов оборудованием и страховым инвентарем (гимнастическими матами). В 2006 году, впервые за 15 лет на приобретение спортивного инвентаря каждой школе выделено по 40 тысяч рублей.