От редакции:
наша газета не первый год освещает самые острые проблемы, связанные с работой правоохранительных органов. Большая часть наших публикаций носит критический характер, однако это не означает, что «День» считает свою позицию единственно верной. Именно поэтому мы публикуем сегодня интервью, размещенное пресс-службой МВД УР на сайте federal.udm.ru. С рядом заявленных в нем тезисов мы готовы спорить, но важно, что диалог, пусть пока и заочный, начался.
фотоС чем подошла служба к своей “чертовой дюжине”, мы говорим с начальником МОБ МВД Удмуртской Республики полковником милиции Михаилом Березуевым.
- Михаил Николаевич, будучи в прошлом году назначенным на должность начальника МОБ, с какими проблемами вы в первую очередь столкнулись?
- Основная наша проблема – недостаток личного состава и рост преступности, которая захлестнула республику. Частично обострению ситуации способствовало закрытие медицинских вытрезвителей. В 2005 году лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, совершено более 4 тыс. преступлений, что на 30% больше обычного. Удельный вес “пьяной” преступности составил 20,5%. А сколько пьяных граждан стали жертвами воров и грабителей, и подсчитать трудно. С целью сокращения числа преступлений, совершенных лицами в состоянии алкогольного опьянения, необходимо восстановление системы медвытрезвителей, потому как альтернативы ей еще не придумано. И в скором времени эти учреждения вновь начнут функционировать на территории Удмуртии. Еще одна существенная трудность на сегодняшний день заключается в том, что участкового уполномоченного милиции гражданам трудно застать на опорном пункте. Этому, конечно, есть объективные причины: объемы работ в этой службе колоссальны. Хотя по нормативным документам на одного участкового должно приходиться до 3,5 тыс. населения, но сотрудники обслуживают по 2-3 участка с населением в 10 и более тысяч человек. Участковый ответственен на закрепленной за ним территории за все: от семейного скандала до убийства. И фактически времени на то, чтобы предупреждать преступления, у него не остается. В результате возникают упущения в работе. В прошлом году на бытовой почве совершено 86 убийств, 183 факта причинения тяжкого вреда здоровью. Добиться того, чтобы у нас были всевидящие и всеслышащие на своем участке Анискины – пока только наша мечта. Отдельный разговор по службе, находящейся, как говорится, на передовой борьбы с уличной преступностью – ППС. Во-первых, люди не хотят идти туда работать, так как физические и психические нагрузки не компенсируются мизерной зарплатой. Во-вторых, отдельные руководители райотделов содержат за счет ставок ППС других специалистов. И сегодня мы плотно занимаемся выявлением этих “мертвых душ”.
- Количество преступлений, совершенных в общественных местах, по сравнению с прошлым годом выросло в 2,6 раза. С чем это связано?
- Думаю, что раньше преступлений было не меньше. Просто сейчас люди к нам обращаются чаще. А это является показателем того, что они больше стали доверять милиции. Граждане, как раньше, не машут рукой на ту же вырванную из рук сумочку или украденную из автомобиля магнитолу со словами: а все равно не найдут! - а в надежде, что ее вернут, идут в РОВД. Рост произошел за счет имущественных преступлений. Достаточно сказать, что за 2005 год в общей массе криминальных проявлений кражи составили 49,5%, грабежи – 13,1%. В основном криминальную погоду делают грабежи и кражи сотовых телефонов, также увеличилось число зарегистрированных краж, в том числе изделий из черных и цветных металлов. Однако, говоря о росте количества преступлений, не надо забывать, что и общий объем расследованных дел увеличился на 21%.
- Вы знаете о том, где и как совершаются преступления. Почему меры, предпринимаемые милицией, не имеют ожидаемого эффекта?
- Учитывая то относительно небольшое количество сотрудников милиции, выходящих ежедневно на патрулирование городских улиц, мы не в состоянии перекрыть все известные нам очаги преступлений. Да и одна силовая борьба с криминалом к сокрушительному поражению последнего не приведет. Нужны законодательные меры. К примеру, во время визита в Удмуртию министра внутренних дел России я высказал ему предложение, что необходимо внести изменения в законодательство, в части, касающейся сотовой связи. В частности, нужно пресечь регистрацию и продажу сотовых телефонов где попало, а также обязать всех операторов сотовой связи заключать договора о сотрудничестве с МВД, чтобы впоследствии оперативники могли быстро выявлять абонентов, пользующихся находящимися в розыске телефонами. Еще считаю насущным законодательно запретить продавать sim-карты без предъявления документов на телефон.
- Наверное, в МОБе можно наугад выбрать службу и обнаружить там недостаток людей. Почему вопрос о выделении вам дополнительных штатных единиц не решается?
- Говорить о том, что новые ставки нам не вводят, нельзя. Вот, к примеру, республика выделила 214 ставок для предупреждения “пьяной” преступности. А в целом проблема поднята правильно. На сегодняшний день МОБ Удмуртии реально укомплектована лишь на 40%, а бензина к имеющимся автомобилям ей выдается лишь 23% от норм положенного. Можно ли после этого рассуждать о 100-процентном эффекте в работе? Но прежде чем думать о дополнительных ставках, надо сказать о том, что очереди кандидатов на службу к нам нет. Причина тому - минимальная заработная плата. Я считаю, что та сумма денег, которую получает сегодня сотрудник ППС и любой другой службы, не соответствует той работе, которую он выполняет, порой рискуя жизнью либо находясь на дежурствах здесь, в Удмуртии, либо в командировках на Северном Кавказе. Практически вся МОБ находится на республиканском бюджете, и, благодаря этому, сегодня общая задолженность по зарплате сотрудникам составляет 88 млн рублей. Как чувствует себя сотрудник ППС или ГИБДД, несший службу на улицах города в 30-градусный мороз и получающий на руки за январь голый оклад в сумме 2,5-4 тыс. рублей, потому как все надбавки у него урезаны из-за дефицита республиканского бюджета. Допустим, если в прошлом году максимальная надбавка за сложность-напряженность в МОБ составляла 90%, то в этом году она снизилась до 60%. Получается, что с каждым годом милиционер получает не больше, а меньше. Поэтому не удивительно, что одни сотрудники милиции, найдя на “гражданке” бульшую зарплату, уходят из МВД, часть других приспосабливается к ситуации: либо начинает брать взятки, либо в свободное от службы время подрабатывать на стороне. Получается, что государство само порождает должностные преступления в милицейской среде. И сейчас МОБ, да и все МВД находится на этапе самовыживания.
- В адрес МОБ бросалось много “камней” по поводу работы вытрезвителей и, в частности, по так называемому плану по сбору пьяных. После того как эти учреждения откроют вновь, что-нибудь в их работе принципиально изменится?
- Во-первых, раньше медвытрезвители были на самоокупаемости, и фактически зарплата милиционеров напрямую зависела от наложенных и взысканных штрафов. Такого быть не должно. Сегодня наши сотрудники будут получать зарплату из бюджета республики, и количество лиц, попавших в вытрезвитель, теоретически должно сократиться, так как доставлять туда планируется либо тех, кто в пьяном виде нарушает общественный порядок, либо тех, кто в нетрезвом состоянии может причинить вред окружающим и самому себе. Во-вторых, сумма штрафа, взимаемая с гражданина, согласно протоколу об административном правонарушении, будет перечисляться в бюджет муниципальных образований.
- Как же тогда будут оцениваться показатели работы медвытрезвителей?
- Думаю, здесь не тот случай, чтобы бежать за показателем. В вытрезвителе должен найти временное пристанище пьяный гражданин, опасный в таком состоянии для окружающих. И сотрудникам вовсе не следует ездить по дворам и высматривать покачивающегося человека, чтобы, забрав его, поставить очередную галочку. Наша задача - снизить количество преступлений с участием лиц в нетрезвом состоянии. Кроме того, в плане МВД России на 2006 год поставлен вопрос о передаче функций медвытрезвителей в ведение Министерства здравоохранения. Это не говорит о том, что там не должно быть милиционера, ведь при доставлении пьяного кто-то должен составлять протокол о правонарушении, а в случае необходимости и утихомирить распоясавшегося дебошира. Но об этом отдельный разговор.
- Может ли начальник МОБ дать однозначный ответ: когда на улицы Ижевска в любое время дня и ночи гражданин может выходить без опаски быть ограбленным или побитым?
- Как начальник МОБ я не могу сказать, когда это произойдет, потому как прежде чем навести порядок на улицах, мы должны навести его в российском законодательстве. В нем, наконец-то, должна появиться жесткость, для того, чтобы тот, кто решил совершить преступление или правонарушение, подумал, а что мне за это будет? Мне доводилось бывать за рубежом, и я восхищался тем, что, допустим, в Швейцарии граждане почти поголовно соблюдают законы и правила. А происходит это потому, что за нарушение, к примеру, правил дорожного движения на виновника налагается огромный штраф. Вот и семь раз подумает швейцарец, стоит ли лишаться половины месячной зарплаты за превышение скорости? Однако общественность и законодатели почему-то считают, что увеличение штрафов породит волну взяточничества со стороны стражей порядка. Но если предположить, что суммы увеличившихся штрафов (перечисляемые, кстати, в муниципальные бюджеты) будут пущены на содержание милиции, тогда сотрудник ДПС вряд ли будет брать с провинившихся водителей 50, 100 рублей.
- Что бы вы хотели пожелать в День образования службы своим коллегам?
- В наших достаточно непростых экономических условиях хочу пожелать сотрудникам МОБ терпения и веры в то, что лучшие времена скоро придут. Здоровья и профессионализма. Помните, что наша служба – это своеобразная визитная карточка и через общение с нами граждане судят о работе всей милиции.