Ветеринарный врач Станислав БРАГИНМесто, хорошо знакомое всем горожанам, которые несколько лет назад часами стояли здесь в очереди со своими страждущими четвероногими пациентами. Теперь очереди поменьше - открыли новую ветлечебницу на Воткинском шоссе, появились ветеринары частной практики. Но не только поэтому.
- Стас, вам не кажется, что общее озверение жизни в первую очередь ударило по нашим домашним питомцам? Мне самой приходилось не раз видеть породистых собак-«бомжей», бездомных кошек, живущих в подъездах…
- В повести «Маленький принц» французского писателя Сент-Экзюпери Лис говорит главному герою: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Это полностью относится к отношениям между людьми и животными. Не только радоваться и умиляться их играми и грациозностью, но и заботиться о состоянии здоровья, воспитывать. А как у нас обычно бывает? Эту «байку» постоянно можно услышать у нас, в лечебнице. Взяли животное «ради ребенка», ему через две недели пес надоел. Хорошо, если родители возьмут на себя бремя ухода и прогулок. А если начнутся болезни? Вот вам, пожалуйста, кандидат в «бомжи». Почему на сытом Западе вы не увидите такого количества собак? Потому что к обзаведению ими люди относятся куда более вдумчиво и ответственно, там, кстати, и ветеринарная помощь по стоимости ни в какое сравнение с нами не идет. Врачи и ветеринары - это самые высокооплачиваемые специалисты.
- А насколько реально Ижевску обзавестись своим приютом для домашних животных, где их можно было бы, как говорят, «передержать» на время отлучки хозяев?
- Вы поймите, что в условиях рынка любое учреждение должно быть рентабельным. А какая может быть рентабельность такого приюта у нас? Я еще понимаю, в Москве (там они есть), где доходы у населения несравнимо выше. Хотя я знаю про попытки сделать что-то подобное и в Ижевске.
- Есть какая-то динамика в числе обращений?
- В новогодние праздники и в холода мы вообще сидели без работы. Потом пошли. Зимой на прием людей ходит заметно меньше, чем летом. В целом среди пациентов становится больше кошек, чем собак.
- Чем это можно объяснить?
- Экономическим положением. Собаку, особенно крупную, дорого содержать. Да и кошку, если следовать всем рекомендациям, недешево. Однократное обращение к ветврачу обойдется в среднем, считая диагностику, процедуры и препараты, в довольно приличную сумму, хотя, с другой стороны, смотря для кого. А корма для животных (если правильно их кормить) во сколько еще обойдутся. Это, кстати, заблуждение, что сухие корма приводят к мочекаменной болезни. Просто надо выбрать или натуральный рацион (мясо, субпродукты, но тоже не всякие, рубец и печень следует давать осторожно, понемногу), к ним супы, бульоны, каши, кисломолочные продукты. Или же уже только производственные корма, но строго следуя приложенной инструкции. Правильным подбором кормов мы и лечим, в первую очередь. Это основа основ.
- Как вам удается узнать, что у собаки или кошки болит, ведь они говорить не умеют?
- Зато говорят их владельцы. Они видят изменения в поведении своих питомцев, характерные признаки, естественные отправления, режим сна и питания. Вот поэтому лучше, когда на прием к ветврачу приходит взрослый человек, а не подросток или ребенок. Многие подробности в протекании болезни животного дети могут и не знать, а тут важна каждая деталь. Кроме того, животное надо крепко держать. А у нас бывает, что и мужчины в обморок падают.
- Стас, наверняка есть какие-то общие закономерности, характерные для многих ошибки в содержании домашних животных, которые становятся очевидными для ветеринарного врача, из многолетней практики. Какие заболевания наиболее характерны для вашего «контингента»?
- Главное заблуждение владельцев кошек состоит в том, что их питомцев следует кормить рыбой. В природе кошки - это сухопутные хищники, ловля рыбы для них это исключение из правил. Но их упорно кормят рыбой, особенно килькой, тогда как рыба этой группы (сюда входит минтай, путассу, мойва и еще ряд наименований) вызывает авитаминоз витаминов группы В. Отсюда мочекаменная болезнь, это просто «бич» ижевских кошек. Дня не обходится, чтобы на приеме у нас не случались такие «пациенты». В силу того, что затруднено мочеиспускание, им приходится удалять мочу с помощью катетера или делать пункцию (прокол) мочевого пузыря. Для самого животного это очень болезненно – и течение самой болезни, и процедуры во имя спасения. Животные, как дети, они не понимают, что боль причиняется им во благо. Тут рука дрогнет, ничего не получится. Иначе не помочь. Или опять же дерматиты у собак – не надо псу сладкого, ему же от этого худо. Много инфекционных заболеваний – прививками пренебрегают.
- А есть ли разница в обследовании собак бойцовских пород, которые, на наш обывательский взгляд, сущие дьяволы?
- Тут роль играет, во-первых, воспитание животного, послушное оно или нет. И, во-вторых, его характер. Они ведь тоже все очень разные, как и люди. Вот, к примеру, была у нас на приеме бернская овчарка. На вид вполне добродушный пес. А поведение агрессивное. Я бы не связывал агрессивное поведение животного именно с какой-то определенной породой.
- Стас, а в вузе вас учили специально по кошкам и собакам?
- Да нет. В наших вузах есть две специализации – зоотехник и ветврач. Но та и другая специальности относятся, в большей мере, к сельскохозяйственным животным. У нас был толстенный учебник «Анатомия домашних животных», где изложено абсолютно все о лошади, корове, свинье и собаке. Только на последних курсах появился предмет «Мелкие домашние животные». Причем преподаватели как-то неохотно делились секретами. Может быть, потому что в Москве уже сейчас ощущается довольно сильная конкуренция между практикующими ветеринарами. Зачем делиться мастерством с возможным конкурентом? Так что теория мало что дает. А вот практика, ежедневный прием, наблюдение, это да. Очень важны советы более опытных коллег. С этим мне очень повезло – здесь, в нашей лечебнице просто удивительные люди работают. Неоценимую помощь мне оказали и наша заведующая Надежда Мирсаидовна Аитова, врач Александр Петрович Сычугов, фельдшер Галина Анатольевна Васильева и многие другие. Конечно, надо следить за специальной литературой, все время что-то новое появляется в методиках лечения, новые медикаменты надо знать. В Москве ежегодно проходит конференция для ветврачей, которая выполняет роль курсов повышения квалификации. Туда направляет руководство за счет предприятия. Хотя среди моих коллег я знаю таких, кто ездит за свой счет. Это люди очень целеустремленные, влюбленные в свою профессию.
- А если принесут кролика, хомяка, морскую свинку, черепаху..?
- Литературу читаю. И то же самое рекомендую делать тем, кто собирается или уже завел у себя какое-то «нестандартное» существо, надо же хотя бы узнать, какой образ жизни они ведут.
В день, когда мы беседовали со Станиславом Брагиным, в ветлечебнице опять появился подкидыш. Правда, на сей раз это был не помет щенков, не куча-мала слепых котят, а «всего-навсего» сиамский кот, взрослый, упитанный красавец. Уж чем он не угодил своим «добрым» хозяевам, Бог весть. Но в служебном помещении рядом с терапевтическим кабинетом он вел себя идеально – помалкивал и осторожно оглядывался.
Чеховские мотивы
Стас Брагин – глава пока маленькой, но все же семьи – жена (она тоже биолог) и сынишка двух лет. На официальную зарплату ветврача, которая нынче колеблется в среднем в пределах 5-7 тысяч, даже такую маленькую «ячейку общества» не прокормить. Нужна подработка. Случается, что принимают пациентов «за так» (хотя это большой секрет – за такое начальство распекает) – ребенок или старушка, оказавшись неплатежеспособными, не уйдут со своим горем без помощи. Бывает, что и друзей при форс-мажорных обстоятельствах с их домашними любимцами по телефону консультирует. Вот и журналист (то есть я сама) воспользовалась случаем – спросила, отчего лысеет декоративный кролик? Оказывается, сена просит. А вообще кролики – капрофаги, поэтому он свое «добро» определенного сорта должен еще раз через себя пропустить. Доктор Брагин не мечтал в детстве лечить собак. Он хотел стать «человеческим» доктором. Но судьба распорядилась иначе. И в Ижевске он не родился, родом он из Воткинска. И дом, где он вырос, не был всегда полон животными, хотя, конечно, не без кошек. Самым трудным в нашем интервью было убедить моего собеседника, что именно его мнение и суждения интересуют газету. Он сопротивлялся, можно сказать, отчаянно, называл имена своих куда более достойных, опытных и знающих коллег, но… так «фишка» легла. И, наверное, это правильно: вот такой он, наш современник, таковы его жизненные принципы, таков «текущий момент» со всеми его плюсами и минусами. Спасибо, доктор, за наше ижевское зверье.