фотоБолее или менее очевидный общественный резонанс и брожение умов (местами переходящие в скандал) вызвало лишь появление в городе Памятника Ижевскому Крокодилу. Большая часть официальных республиканских «культурных» мероприятий, так или иначе, была посвящена в 2005 году юбилею Великой Победы. За «большой вклад» в их организацию президент Удмуртии Александр Волков был даже удостоен медали им. Георгия Жукова. Театры Удмуртии традиционно сделали ставку на переодевание классических сюжетов в современные одежды. Особенно в этом смысле был показателен «вечер итальянской оперы» - «Камо грядеши» Государственного театра оперы и балета УР. Зато набирает обороты так называемая «оптимизация». В частности, был «оптимизирован» - то есть, проще говоря, ликвидирован - Театр Дома молодежи, к которому, как утверждает справочник «Ижевск – Культурная столица», «зрители относятся с большой симпатией». В качестве жеста доброй воли членам труппы, желающим остаться при ставках, было предложено переквалифицироваться в уборщиц и дворников. «Оптимизации» подверглось и еще одно популярное творческое объединение (сотрудник которого просил не упоминать его названия), известное своими международными фестивалями. «Наше имущество - это концертная цифровая техника, оргтехника, которую мы буквально выпрашивали у спонсоров, покупали на свои деньги - перешло организации, в которую нас «влили». Теперь мы опять вынуждены все выпрашивать, теперь уже у директора». Но не все так печально.
Памятники постмодерна
2005-й стал для Ижевска переломным с точки зрения проникновения в него городской ироничной скульптуры и памятников. Все началось еще в октябре 2004 года, когда Алексей Шкляев и арт-группа «Археоптерикс» в рамках семинара «Современной городской скульптуры» проекта «Ижевск - Культурная столица» установил напротив кафе «Позимь» трехметровую вилку, увенчанную пельменем. Как выяснили впоследствии федеральные СМИ, этот памятник «мучному изделию в виде уха» (удм. - пельнянь) - первый в России. Одновременно с этим стартовал проект Памятника Ижевскому Крокодилу. Был создан Общественный совет по установке памятника с участием культурологов, представителей мэрии, художников, архитекторов и даже рекламщиков (агентство «Брусилов»), объявлен конкурс макетов памятника. Нашелся и спонсор – Строительное управление АО «Электромаш». Когда Крокодил начал приобретать внятные очертания и из неосязаемой идеи превращаться в чугунное изваяние, у него появились противники. В средствах массовой информации и в рамках Градостроительного совета резкую оппозицию памятнику составил известный краевед Евгений Шумилов, обвинивший памятник в «бесовщине» и неуважении к ижевским мастеровым. Недовольны были в президентском дворце. А депутат Гордумы Василий Шаталов, отчитываясь перед избирателями на страницах одной из ижевских газет, даже объявил недопущение (?) открытия Памятника Крокодилу одним из своих достижений. Тем не менее, 17 сентября в торжественной обстановке при участии первых лиц города Памятник Ижевскому Крокодилу (автор макета студент УдГУ Асэн Сафиуллин, скульптор Павел Медведев) был открыт на перекрестке ул. Советской и Коммунаров. Этот символ свободы (известно высказывание спонсора проекта, руководителя «Электромаша» Андрея Метлякова, о том, что все исторические рассказы об ижевских крокодилах – это истории о крокодилах, которые бежали на волю) и после установки продолжают критиковать. Министр культуры Аверьян Христофоров, например, считает, что вначале надо ставить памятники известным местным деятелям, а уж потом представителям фауны. Краевед Евгений Шумилов настоятельно рекомендует перенести «Ижевского крокодила» в планируемый зоопарк на месте парка им. Кирова, что убьет иронический смысл Памятника Ижевскому Крокодилу, превратит его в обычную парковую скульптуру. Рассказывают даже такой анекдот, что якобы на одном из обсуждений г-н Шумилов, увлекшись критикой Крокодила, заявил: «У нас получается, что Ленин, Кузебай Герд и Крокодил (речь, конечно, о памятниках) – все на одной линии!» «Дык, эволюция!» - громко ответили ему из зала. Но большинству ижевчан Памятник Крокодилу понравился. Их горю не было предела, когда в первые выходные ноября какие-то хулиганы подкрасили Крокодилу ногти, манишку и глаза желтой краской. Примерно в эти же дни был осквернен памятник Кузебаю Герду, который был торжественно открыт 2 ноября. Крокодила очищали от краски все желающие (в рамках акции «Защитим крокодила!»), Кузебая – сотрудники музея «Арсенал». Проект «Памятник Ижевскому Крокодилу» наша газета активно освещала в течение всего 2005 года, тем более, что в рядах его главных идеологов и организаторов находились постоянные авторы «Дня» - Андрей Коновал и Игорь Кобзев. Однако первым в 2005 году был установлен не Крокодил, а абстрактный Памятник Сантехнику из водопроводных труб, задвижек, вентилей и рабочего инструмента около школы N74. На постаменте выведена надпись «Берегите энергоресурсы». Более фундаментальным, впрочем, оказался идеологически близкий к этому замысел – Памятник водопроводчику, которым получил развитие явно под влиянием «крокодильского» проекта. Еще в ноябре 2005 года закончился конкурс на лучшую архитектурную композицию, посвященную труду водопроводчиков. Победителем в нем стала «скульптура-фонтан» Павла Медведева, которую установят на пересечении улиц Карла Либкнехта и Максима Горького. Две другие, занявшие второе и третье место, тоже найдут своей пристанище на улицах города. Так, например, скульптура Николая Быкова, завоевавшая приз зрительских симпатий, в виде водопроводчика-водолаза, вылезающего из люка, будет установлена в зоне ижевской набережной. В самом конце 2005 года, 26 декабря, на улице Молодежной, около Центра семьи Устиновского района был установлен снежно-гипсовый макет памятника собаке-космонавту Звездочке, последние годы жизни проведшей в Удмуртии. Открытие настоящего - чугунного - памятника запланировано на 25 марта этого года.
Другие памятники
Ижевский электромеханический завод «Купол» 5 мая в рамках празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне открыл памятник одному из уникальных изделий, производившихся на предприятии – боевой машине зенитно-ракетного комплекса «Оса». Тезка надоедливого насекомого стоит у проходной завода, каких-то новых городских ритуалов и обычаев, связанных с этим памятником, пока не появилось. Через два месяца на улице Гагарина, по инициативе жителей, появляется памятный знак в виде спутника. Планируется, что в 2011 году на этом месте появится памятник Юрию Гагарину. Финансировать проект «Гагарин» будет Ижевская дирекция по обслуживанию пассажиров Горьковской железной дороги. В список реализованных проектов 2005 года, к сожалению, не попал элемент «Птицы», созданный для комплекса в честь воинов, погибших в локальных конфликтах. Сваренные из прутьев и труб «Птицы» были установленные в начале октября, но не простояв и пары дней, были разобраны и возвращены обратно в мастерские скульпторов. «Птицы» не понравились ни «афганцам», ни родителям погибших в «горячих точках». На Градостроительном совете было принято решение сделать символику памятника понятной, «читаемой» для любого, самого неискушенного зрителя. По городу упорно ходят слухи, что в следующем году в Ижевске появится парк - «клон» московского «АртМузеона», - где будут собраны ставшие ненужными памятники советской эпохи.
Гастроли и фестивали
Куда бы ни выезжали наши таланты – везде им рукоплещет почтенная публика. По свидетельству очевидцев, столичную публику довел до экстаза на московском фестивале «Новая драма» глазовский театр «Парафраз», показав здесь свою «Околесицу (настоящие, реальные монологи ныне живущих глазовчан)». Этим летом ижевская группа «Gattaca» выступила на культовом фестивале «Нашествие». Выступление было более чем удачное. Об этом писали многие известные журналы и газеты, в частности, «Newsweek», «Wire». Ребята получили признание московской публики и маститых продюсеров, вот только в родном городе их почти никто не поздравил. На северной рок-сцене – фестивале «Беломор Буги» (в городах Архангельск и Северодвинск) выступал Сергей Ищенко и группа «Анри». К сожалению, в этом году в Ижевске, кроме традиционно качественного фестиваля электронной музыки тандема Юминов-Янцен «Новости подводного Ижевска - V» и в связи с этим визита «динозавра» отечественной музыкальной критики Артемия Троицкого, ничего знакового, на наш взгляд, не произошло.
«ГАлереЯ» как флагман в штиле
В этом году среди ангажированных выставочным центром «ГАлерея» выставок не оказалось чего-то «сверхъестественного». И все же, оценивая выставочную активность ушедшего 2005 года, грамотность и в каком-то смысле даже принципиальность «ГалереЯ» в подборе привозных выставок (мартовские «Рецепты счастья», декабрьский «Винни Пух, Эрос и все-все-все» и др.) не может не бросаться в глаза. В отличие от своих коллег, которые зачастую отдают предпочтение тому, что «пипл хавает» (восковые фигуры, экзотические животные и пр.), коллектив выставочного центра все-таки старается работать с публикой, а не только на ней зарабатывать, за что им большое спасибо. Тем более что именно сотрудники «Галереи» приняли самое живое участие в проекте Памятника Ижевскому Крокодилу, чем, на наш взгляд, уже заслужили добрую память потомков.