Ижевскую школу № 19 ремонтировали под руководством первых лиц города и республики много лет, но вряд ли она доживет до реализации нацпроектов.Совсем недавно отзвучали путинские речи о том, какую надбавку получат медики первичного звена. Здесь вроде бы надо порадоваться будущему благополучию этих людей нелегкой профессии. Тем не менее (возьмем местный уровень), никто - от министра здравоохранения до исполнительного директора фонда ОМС - не знает, что это будут за деньги и кто их будет распределять. В сфере образования ситуация не лучше.
Рвение властей понять можно – большинство школ находятся в плачевном, если не сказать бедственном положении. Но в реализации так называемых «приоритетных национальных проектов» может получиться слишком много ляпов, если вовремя не предусмотреть все издержки. Для примера отрывок из монолога учителя средней общеобразовательной школы: «Идея поддержать образование мне нравится, даже очень. Но вот почему у нас все делается по принципу разделения? Как вообще все это понимать? Взять хотя бы ту же самую оплату по комплектности класса. Администрация школ, что, должна разбивать все соседние классы, чтобы полностью укомплектовать все остальные? Или моя коллега будет получать эту несчастную тысячу, а я смотреть на ее платежку и завидовать? Почему бы всем не поднять зарплату? А что будет с физруками? Я знаю, что многие из них не имеют высшего педагогического образования, как и высшей категории. Но они тоже достойные люди. А с выяснением лучшей школы? Понятное дело, что какой-нибудь лицей, и без этого жирующий, спокойно может получить этот грант. А нам-то как? У нас и Интернет только по разрешению директора, а не то что там грант!»

Планов громадьё…
Обрисовав будущее медиков, федеральная власть объявила и о начале такой же масштабной реформы в системе образования. По словам министра образования УР Андрея Кузнецова, предстоящие перемены «представляют собой инновационный подход к достижению поставленной цели». И далее – «инновационность подхода заключается в том, что относительно краткосрочная реализация проектов может стать катализатором долгосрочных системных изменений по основным направлениям развития системы образования России». Если говорить более простым языком, то перед страной стоит очередная задача перестроить систему образования, чтобы сделать ее более качественной и адаптированной к новым реалиям жизни. Но, решая проблему глобально, никак нельзя обойти два злободневных вопроса: низкой заработной платы учителей и устаревшей материально-технической базы образовательных учреждений.
Проблема номер раз
«Низкая зарплата педагогов – это одна из ключевых проблем российской школы. Напомню, что уже принято принципиальное решение об увеличении заработной платы в бюджетной сфере в полтора раза в реальном выражении в течение ближайших трех лет. <…> В течение 2006 года надо завершить переход к так называемому нормативному финансированию учебного процесса, при котором бюджетные средства следуют за учащимися» (В. Путин, выступление на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета 5 сентября 2005 года). «Что касается зарплаты учителей, принципиальное изменение ситуации возможно только при внедрении эффективной отраслевой системы оплаты труда. Ее размер должен существенно различаться в зависимости от качества работы, учитывать все те важные педагогические задачи, которые решает школьный учитель. Также важно учесть наполняемость классов и не привязывать объем заработной платы только к количеству проводимых уроков» (А. Фурсенко, доклад на расширенной коллегии «О реализации приоритетных национальных проектов в сфере образования»). «Закончив университет в 2005 году, пошла в школу. Мне сразу же дали коррекционный класс, завалили бумагами, навесили классное руководство, за которое доплачивают 500 рублей. Плюс ставка молодого педагога – 2 тысячи: хватает на проездной, чтобы доехать до работы, да с голоду не умереть. Пожилые учителя помогать советом мне категорически отказываются, фактически посылают. В общем, постоянные стрессы. Единственное желание – доработать этот учебный год» (Валентина, молодой специалист). В самом ближайшем будущем учителей ожидает внедрение отраслевой системы оплаты труда, предполагающее, что размер зарплаты будет находиться в прямой зависимости от качества работы. «Этот подход должен стимулировать педагога, - сказал министр образования Удмуртской Республики Андрей Кузнецов на недавней пресс-конференции. - И если раньше учитель получал столько, сколько он отчитал уроков, то теперь все изменится - и педагог будет получать зарплату, прямо пропорциональную своему отношению к труду». Но и это еще не все. Следующий шаг подобной оптимизации – введение к 2007 году нормативно-подушевого финансирования (пока только в качестве эксперимента). Это значит, что зарплата учителя будет зависеть не только от качества преподавания предмета, но и от наполняемости класса. «В результате мы стимулируем школы к привлечению учеников, - сказал Андрей Леонидович, - и получаем такую цепочку: чем лучше школа, тем больше людей стремятся отдать туда своих детей - следовательно, школа получает больше денег». Что же касается сельских малокомплектных школ, то, по заверению министра, они, скорее всего, будут исключены из этого «эксперимента». С другой стороны, на уровне федерального министерства образования ходят слухи, что в сельских школах полнокомплектными классами будут считаться классы численностью 10 или 12 человек. Кроме того, будут выделены деньги на дополнительную оплату за классное руководство из расчета одна тысяча рублей за полнокомплектный класс (а таковым на данный момент считается класс, в котором учатся 25 человек). В распоряжение Министерства образования Удмуртской Республики на эти цели к февралю 2006 года должно поступить 88 млн рублей. Чтобы сгладить эффект от реформы в области оплаты труда, учителей планируется поощрять. Для этого будут введены ежегодные премии в размере 100 тысяч рублей, а вручаться они будут за высокое качество работы самым лучшим педагогам. Во всей Российской Федерации эти премии должны получить 10 тысяч человек. В Удмуртии их вручат, как минимум, 118 учителям. Интересный факт – если, не дай бог, конечно, с учителем-номинантом что-либо произойдет, то его дети получают право наследования этой премии. Впрочем, уже сейчас можно предположить, к какому количеству склок в наших «женских» школах каждый год будет приводить очередная раздача премий. На вопрос, кто будет оценивать и выдвигать учителей на премирование, министр образования Андрей Кузнецов только пожал плечами: «Я вообще не понимаю, как в одной и той же школе можно определить, что один учитель лучше другого». Окончательное решение по этому вопросу будет выносить специально созданный совет, который, возможно, будет возглавлять сам президент республики. Выдвигать того или иного учителя будет «государственно-общественная форма управления», определенная в уставе школы – например, Ассоциация выпускников или родительский комитет, возможно, попечительский совет (однако на сегодняшний момент только в сотне школ республики существуют подобные организации). А процессом рассмотрения кандидатур конкурсантов займется региональная конкурсная группа. Чтобы попасть в число участников конкурса, нужно соответствовать нескольким формальным критериям. Например, необходимо иметь 3 года преподавательского стажа, высшее педагогическое образование, а также заниматься в школе только образовательной деятельностью (завучи и директора отпадают), ну и, плюс ко всему, нужно работать на полной ставке и иметь высшую или первую учительскую категорию. Но все это пока находится на стадии разработки.
Проблема номер два
«Следующий вопрос – это создание механизмов, способных кардинально поднять качество отечественного образования. Мы должны наконец создать основы для прорывного инновационного развития страны, для укрепления ее конкурентоспособности. Очевидно, что нужны особые меры государственной поддержки вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы». «Приоритетные национальные проекты предполагают эффективные меры и по обеспечению современной методической и материально-технической базы школ. Эффективность этих мер обуславливается системой грантовой поддержки учебных заведений, реализующих инновационные образовательные программы». «Не помню, чтобы нам выдавали какие-то пособия, что говорить, мне и мел-то иногда приходится самой покупать. В школьной библиотеке все методички в лучшем случае 60-х годов выпуска. Как с этим заниматься, не представляю» (Те же). Одним из поводов к тому, что «приоритетные национальные проекты в сфере образования» затронут и материально-техническую базу образовательных учреждений, явилась очередная, ежегодная приемка школ к учебному году. Как уже объявлялось, 100 % ижевских общеобразовательных школ уверенно вошли в новый учебный год. Правда, мелкие недоработки, на которые сквозь пальцы посмотрели пожарные и Роспотребнадзор, должны быть устранены в следующем, 2006 году, заверил министр Кузнецов. Так, на монтаж пожарной сигнализации из республиканского бюджета выделили 50 млн рублей и плюс еще 4 миллиона - на замену кухонного оборудования в пищеблоках школ. А для того чтобы лучшие российские школы смогли развернуться на «полную катушку», будет реализована система грантовой поддержки учебных заведений. Сумма гранта – один миллион рублей. «Маленькая или большая эта сумма для школы? – этот риторический вопрос сорвался с уст Андрея Леонидовича. – Если соизмерять с теми суммами, которые выделяются нашим школам сейчас, то, безусловно, большая. Я бы даже сказал – огромная». Деньги, согласно условиям гранта, в первую очередь должны пойти на улучшение лабораторной базы, то есть на то, чтобы кабинеты химии, физики, биологии, математики и тому подобных предметов были оснащены всем самым необходимым. Также их можно будет пустить на любую инновационную деятельность – например, на создание электронных учебников. По России эти деньги ежегодно будут получать три тысячи школ. Но, как уже можно было догадаться, эти деньги можно будет получить только в ходе конкурса, а оценивать школы будут все по той же схеме, что и с учителями: сначала Совет родительских комитетов или попечительских советов, затем региональная конкурсная группа, и, наконец, региональный Совет. К школам, как и к учителям, предъявят критерии: во-первых, наличие грамотно составленного и работающего бизнес-плана, и, во-вторых, школа должна зарекомендовать себя в качестве пилотной инновационной площадки федерального или регионального уровня. Для Удмуртии квота уже установлена – деньги получат 35 школ, не больше и не меньше.