Судя по хронологии всю правду о военных сертификатах Президент Путин узнал только пообщавшись с военнослужащими Магаданского погранотряда. 22 ноября 2005 года.Подполковник Цыкин Владимир Анатольевич подписал свой первый контракт военнослужащего Вооруженных Сил 1 августа 1975 года. С тех пор верой и правдой служит Отечеству более 30 лет. Служил на бескрайних просторах Сибири, был в числе военного контингента в Германии, участвовал в контртеррористической операции в Чечне, награжден орденом Мужества. Согласно приказу №80 Минобороны, военнослужащие, продолжительность военной службы которых составляет 10 и более лет, должны быть обеспечены жильем. При этом, не имея жилья, они не могут быть уволенными с военной службы без их согласия. В этом году Владимиру Анатольевичу исполнилось 45 лет. Одно это обстоятельство может служить основанием для увольнения его с военной службы. Однако сделать это невозможно, так как семья военного офицера до сих пор не имеет своей квартиры. Подполковник, два его сына и жена вынуждены снимать жилье, отдавая за него более половины офицерского денежного довольствия. Государство, конечно, предусмотрело такую возможность проживания офицерских семей, при этом им выплачивается компенсация в размере всего-навсего 400 рублей в месяц. Три года назад Владимир Анатольевич оформил и сдал все необходимые документы для участия в Государственной программе жилищных сертификатов (обеспечение жильем военнослужащих, увольняющихся в запас). Шло время, шла очередь. А дальше, как в злой сказке. Приехал подполковник из очередной командировки, а квартиры уже распределены. Может быть, те люди, которые получили эти квартиры, и имели больше прав на жилье, но ведь и Владимир Анатольевич далеко не обычный рядовой. Он имеет право на внеочередное получение квартиры, так как дослужился до предельного возраста, до увольнения. Но у нас в России хотели как лучше, а получилось… Юристы считают «увольняемым» того, кто подал рапорт, а в военкомате уверены, что это тот, кто уже в запасе. То есть без жилья уволить не могут, а не уволить не имеют права. Обращения подполковника Цыкина в различные инстанции (в военный комиссариат УР, к командующему войсками ПурВО, в Администрацию Президента РФ, к военному прокурору Ижевского гарнизона) ни к чему не привели, но он до сих пор продолжает отстаивать свои права. А ведь нужно-то совсем немного – подтвердить факт нарушения прав военнослужащего, увольняемого из рядов Вооруженных Сил России. Вот и получается, что между рапортом и запасом … квартира. Вот только квартиры у российского офицера до сих пор нет.
Сертификат – это еще не квартира
Решение жилищной проблемы военных - это три в одном. Первое - это ипотека. Она в первую очередь для тех, кто только начинает служить. К этой системе особых претензий нет. Единственное, в чем она нуждается, так это в эффективном «запуске». Второй пункт программы - обеспечение служебным жильем. Тут по цифрам пока нестыковка: надо 480 тысяч служебных квартир, в наличии менее половины – всего-навсего 201,5 тысячи. Если такими темпами решать эту проблему, то потребуется минимум 12-15 лет, чтобы обеспечить всех нуждающихся хотя бы служебным жильем. Третий способ обретения долгожданных собственных квадратных метров - жилищные сертификаты. На них могут рассчитывать преимущественно те, кто заключил контракт до 1 января 1998 года. Министерство обороны рассчитывает приобрести в 2006 году квартир для военнослужащих несколько больше, чем в 2005 году (28,4 тысячи) - 33,6 тысячи.
Каждый второй мечтает о жилье
На сегодняшний день в жилье нуждаются 161,9 тысячи семей военнослужащих, в том числе 80,6 тыс. военных - в постоянном жилье, 49,8 тыс. - в служебном жилье и 31 тыс. семей военнослужащих - в улучшении жилищных условий. В этом году построено 5,2 тысячи квартир, из них 3,8 тысячи - служебных. На эти цели за прошедший год выделено 4 млрд рублей. Кроме того, 8,2 тыс. семей военнослужащих обеспечены жильем за счет программы жилищных сертификатов. Еще 3,4 тыс. квартир получены за счет инвестиционных контрактов, через продажу на открытых конкурсах земли, высвобождаемой Министерством обороны, 7,8 тыс. квартир были повторно заселены в связи с переездом военных на другое место службы. Впрочем, казалось бы, большие цифры не впечатляют не только министра обороны, но и самих военнослужащих. Самая острая проблема - это проблема постоянного жилья для военных, которые заключили контракты до 1 января 1998 года. Им по закону должны быть предоставлены квартиры в натуральном виде. Таких военнослужащих в России насчитывается более 80 тыс. человек. Из них 43,7 тыс. военнослужащих (а это 54%) служат в 13-и крупнейших административных центрах, где система сертификатов недостаточно эффективна, так как в этих регионах стоимость квадратного метра жилья по сертификату значительно ниже, чем реальная стоимость жилья.
Реальная стоимость квадратного метра
Совсем недавно президент Путин спрашивал у своих подчиненных высокопоставленных мужей: «Что же мы людей за нос водим? Недопустимо, когда средняя реальная цена за квадратный метр жилья в отдельных регионах доходит до 29 тыс. рублей, а в сертификатах была заложена стоимость в размере 11,6 тыс. рублей. Военнослужащие приходят к начальству, а им говорят: хочешь - бери жилищный сертификат, хочешь - не бери. Если соглашается и берет - могут предложить жилье где-нибудь в Тьмутаракани, не взял – отказался, гуляй, Вася, вычеркиваем. Нужно это надувательство прекратить немедленно». Впрочем, подобная ситуация в оценках стоимости квадратного метра по сертификату наблюдалась все последние годы. Именно поэтому система ГЖС практически не работала. Наиболее сложная ситуация сложилась в пяти регионах с наиболее высокой стоимостью жилья: это Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская и Калининградская область. Поскольку желание брать или не брать жилищный сертификат - дело добровольное, в Москве и Московской области согласились приобрести жилье всего лишь 5 процентов семей военнослужащих. Причина отказа вполне понятна: взяв сертификат, при покупке квартиры они должны будут внести еще, как минимум, половину стоимости ГЖС.
Что год грядущий нам готовит
В следующем году планируется получение 33,6 тысячи квартир: 10,5 тысячи - по собственному плану Минобороны, 8,5 тысячи - в рамках программы жилищных сертификатов, 6,2 тысячи - по инвестконтрактам, 8,4 тысячи - за счет использования фонда высвобождающегося жилья. Говоря о служебных квартирах, нужно отметить, что общий фонд служебного жилья впервые за многие годы перешагнул отметку в 200 тысяч квартир. Министерству обороны удалось полностью обеспечить служебным жильем 42-ю дивизию в Чечне, 503-й полк в Ингушетии, одну из бригад спецназа ГРУ на Северном Кавказе, три гарнизона Дальневосточного округа и три гарнизона Северного флота на Кольском полуострове. Но это лишь малая часть военнослужащих, которые имеют пусть служебное, но зато отдельное жилье. В Удмуртии проблема обеспечения военнослужащих жильем актуальна не меньше, чем в других регионах. Только около трети всех нуждающихся могут пригласить гостей в свою (собственную или служебную) квартиру, остальные либо живут в общежитиях, либо снимают жилье, затрачивая на аренду значительную часть и без того скудного офицерского жалованья.
Наказ президента – в действие
- В первые шесть месяцев 2006 года система государственных жилищных сертификатов должна заработать в новом режиме с полным наполнением средствами, - сказал глава государства и поручил премьер-министру Михаилу Фрадкову изыскать для решения вопроса сумму в размере 15 млрд рублей. А уже к середине года Министерство экономического развития и Минфин доработают этот вопрос и примут необходимые меры для реализации задач, намеченных до конца года. Наполнить жилищные сертификаты реальными деньгами помогут и 7,2 млрд уже выделенных средств, и дополнительные 15 млрд руб., заложенные в бюджете следующего года. В 2007-м на программу запланировано еще столько же. Однако сказанное президентом на местном уровне далеко не всегда воспринимается как немедленное руководство к действию. Поэтому, когда часть от этих полутора десятков миллиардов дойдет до ижевских офицеров, и когда их семьи будут жить в нормальных условиях, пока неизвестно.