Владимир Коковин каждый день вслепую проходит новый путь к библиотеке. И подсказывает его другим.Их лишили возможности читать книги, газеты, журналы, которые с помощью перевода на специальную Брайлеровскую систему были доступны практически всем потерявшим зрение людям, а слабовидящих в республике насчитывается более 6 тысяч человек. Еще при советской власти, в начале восьмидесятых, в районе компактного проживания слабовидящих людей и инвалидов по зрению был построен административный корпус. В нем разместилось правление общества слепых, а немного позже туда же переехала библиотека, фонд которой хранился в подвальном помещении библиотеки имени Ленина, абонемент находился по адресу: ул. Карла Маркса, 433, а иногородние слабовидящие любители художественной литературы обслуживались на Орджоникидзе, 50. Конечно, такой широкий разброс по всему городу был крайне неудобен. Именно поэтому и было принято решение аккумулировать библиотеку в одном здании.
Иван Федоров на местный лад
Владимир Коковин, главный библиотекарь Удмуртской республиканской библиотеки для слепых, является для людей, потерявших зрение, настоящим первопечатником Иваном Федоровым, который помогает, учит, воспитывает тех, кто уже никогда не сможет увидеть жизненного разноцветья. Этот человек самостоятельно «переводит» и издает учебники для детей начальной школы, книги, брошюры, журналы газеты, тем самым дает шанс жить полноценной жизнью почти 4 тысячам читателей библиотеки. Книги для слабовидящих - это обычные произведения классической, художественной, детективной литературы, которые, так скажем, «переведены» с помощью специальной техники и методики Брайля на рельефно-точечный язык. Эти книги очень объемны, поэтому требуют высоких стеллажей. Была у незрячих людей и своя студия звукозаписи, на которой производилась запись различных литературных и музыкальных произведений на русском и удмуртском языках. В середине девяностых появляется компьютерная техника, программное обеспечение и дополнительные технические приспособления (Брайлеровский дисплей, клавиатура с рельефно-точечным обозначением букв), позволяющие незрячему человеку профессионально работать на компьютерной технике. Не только работать самому, но и обучать других. Для этих целей была выделена комната все в том же административном корпусе.
3 переезда - не пожар
Эти помещения, предоставленные под библиотеку, ее фонды, под студию звукозаписи и технический отдел, были собственностью общества слепых. И вот в один прекрасный день, когда стабильность и доходность предприятия уже не была такой, как раньше, руководство решило «хоть как-то поправить свое финансовое положение», заключив договор аренды этого самого помещения (много лет занимаемого) с Министерством культуры. В договоре значилась сумма аренды порядка 220 рублей за один квадратный метр. Напомню, что общество слепых и, в частности, библиотека не занимаются предпринимательской деятельностью, а размер аренды назначен на уровне аренды с коммерческого учреждения. Разумеется, у министерства культуры денег на эти цели не нашлось. Хотя статус социальной значимости предполагает некоторые льготы, финансовые послабления и уменьшение ставок по различным налогам. Однако данное предложение упорно игнорировалось, в результате чего с 2003 года (с начала развития данной ситуации) у библиотеки накопилось порядка 2 млн рублей долгов. Далее был арбитражный суд. После чего – ряд переездов. Сначала - на внутренних площадях. Через год из-за неуплаты пришлось освободить часть помещений, переехав во вспомогательную службу одного из производственных корпусов. Но вопросы аренды так и не решались. Далее последовал переезд на Удмуртскую, 284. После чего к решению ситуации была подключена замминистра культуры Нэлли Собина. Но попытки объяснить чиновнице неудобство разрозненного расположения отделов библиотеки, к сожалению, ни к чему не привели.
Новый дом – головная боль
И, наконец, новый адрес - Ломоносова, 9. Первый этаж жилого дома. Центральный район. Но… чтобы добраться слабовидящему человеку хотя бы до дверей библиотеки, необходимо преодолеть такое количество препятствий, о которых зрячий просто не догадывается. Чего стоит перейти Пушкинскую, Красногеройскую и Коммунаров? Попробуйте с закрытыми глазами перейти улицу. Боюсь, это будет не просто сложно, а сверхсложно, так как светофоры не оборудованы звуковыми сигналами, а дорога не обозначена звуковыми маячками, по которым ориентируются незрячие люди. Безусловно, ходить в библиотеку инвалиды по зрению все равно будут, не взирая на равнодущие к их проблеме со стороны разноуровневых чиновников, которые так и не могут договориться. Вот таким странным образом, но вполне по-нашему, по-российски, отразилась на простых людях, на инвалидах затеянная государственными мужами оптимизация. Может быть, оптимизация – это «оптимально минимизировать» всю социальную сферу, не взирая на качество жизни тех, кто минимизирован. А как же слова президента Путина о качестве жизни россиян? Здесь что-то явно не сходится…
ТРИСТА «СПАРТАНЦЕВ» В Ижевске преодолевают трудности жизни три сотни инвалидов-колясочников
Всего в органах социальной защиты населения республики зарегистрировано свыше 80 тысяч инвалидов. Из них 54% - инвалиды общего заболевания, 12% - инвалиды с детства, 10% - участники и инвалиды Великой Отечественной войны, 8% - дети-инвалиды, 7% - инвалиды по зрению, 3% - по профзаболеваниям и трудовым увечьям, 1% - по слуху и др. Ежегодно впервые признаются инвалидами свыше 10 тысяч человек, из них более половины в трудоспособном возрасте. Большинство из них живут, а точнее сказать, существуют за чертой бедности, живут обособленно в условиях своих материальных и моральных невзгод. Все они нуждаются в поддержке государства. А государство «позаботилось», выделив пенсию по инвалидности в размере 660 рублей, т.е. по 22 рубля на день – всего на одну буханку хлеба и пакет молока. И все. А поддерживать здоровье, а витамины, а полноценное питание? Чиновники явно считают, что все это инвалидам не нужно. В Ижевске более 35 тысяч человек, имеющих ту или иную группу инвалидности. Из них почти каждый десятый – это ребенок-инвалид. 17% детей-инвалидов воспитываются в неполных семьях, их развитием, воспитанием и образованием занимаются только мамы. Ежегодно число инвалидов увеличивается. По статистике, 45% людей, впервые получивших статус инвалида – это люди трудоспособного возраста. Около трех сотен являются инвалидами-колясочниками. Казалось бы, подумаешь, каких-то 300 человек. Было бы их 3 тысячи, вот тогда и нужно от разговоров переходить к конкретным действиям по организации различных пандусов, лифтов, общественного транспорта, наконец (те два троллейбуса, оборудованные пандусами, что появились недавно на улицах города, проблему все равно не решают). У каждого из этих трехсот человек своя судьба и история борьбы за выживание в нашем, совершенно не приспособленном для жизни инвалидов, городе. И не только для колясочников. Кстати, установка только одного (!) пандуса обходится в среднем в 40-50 тысяч рублей. Инвалиды по зрению тоже не в лучшей ситуации: на улицах города катастрофически не хватает звуковых маячков и светофоров, а поребрики – и вовсе отдельная история, касающаяся не только слабовидящих, но и стопроцентно зрячих. В 2005 году заканчивает свое действие городская программа социальной поддержки инвалидов. Что ждет людей с полной или частичной потерей здоровья? По словам министра социальной защиты населения УР Светланы Андреевой, 150 детей-инвалидов получат материальную помощь (примерно по 2 тысячи рублей) на лечение за пределами Удмуртии. Только какое это может быть лечение на такие деньги?!
ШЕСТЬ РУБЛЕЙ Плату за проезд в муниципальном транспорте подтянули до коммерческих рейсов
Региональная энергетическая комиссия утвердила новые тарифы на проезд в городском общественном транспорте. С 1 января 2006 года за одну поездку в троллейбусе, трамвае или автобусе мы будем платить на 20% больше, чем сейчас, т.е. 6 рублей. Очередное повышение тарифов, как сказано в постановлении РЭК УР, связано с обеспечением стабильной работы общественного транспорта г. Ижевска. Маловероятно, что с увеличением стоимости проезда на улицах города появятся красивые комфортабельные автобусы, троллейбусы и трамваи. Скорее всего, повышение стоимости проезда просто-напросто поможет транспортникам хоть как-то сводить концы с концами. Утвержденное РЭК увеличение платы за проезд автоматически повлечет за собой еще ряд увеличений (провоз багажа и стоимость месячных проездных билетов). Чтобы провезти багаж в транспорте, нужно будет приготовить еще 6 рублей – это максимальная плата за провоз одного багажного места. С нового года граждане, пользующиеся проездными билетами, будут выкладывать из кармана за один вид транспорта на 55 руб. больше (проездной билет подорожает до 330 рублей). Проездной на два и три вида транспорта будет стоить соответственно 480 и 635 рублей. Учащиеся и студенты, которые получают образование на дневных (заочники таких прав не имеют) отделениях ссузов и вузов, имеющих государственную аккредитацию, за месячный проездной билет на один вид транспорта выложат практически всю свою стипендию - 215 рублей. Если же нужен проездной на два вида – придется платить на 45 рублей больше, стоимость проездного на три вида составит 300 рублей. Что касается учащихся общеобразовательных школ, то для них «одинарный» проездной билет с января будет стоить 95 рублей, на два вида транспорта – 110 рублей, на три – 140 рублей. Социальный проездной билет для льготных категорий населения пока стоит по прежнему – 125 рублей, однако, что произойдет дальше - никто не знает.
ОДНА НА ВСЕХ В аптеке №1 сошлись два потока больны
Население, прикрепленное к городской клинической больнице №2 и городской поликлинике №1, которое пользуется социальным пакетом и имеет право на льготное получение лекарственных средств, приказом Минздрава от 7.09.2005 за номером 337 получило новое место приобретения лекарств. В приказе сказано, что выдача этих самых льготных таблеток и мазей, порошков и ампул с 12 сентября текущего года производится в аптеке №1 по адресу: ул. Пушкинская, 213. Отдел по выдаче льготных лекарств еще совсем недавно обслуживал только пациентов первой городской, а те льготники, которые прикреплены ко второй городской поликлинике, обслуживались другой аптекой. Однако вышеназванный приказ Минздрава, вероятно, с целью «оптимизации» расходов бюджета (аренда, коммунальные услуги, налоги и т.п.) объединил льготников двух больших лечебно-профилактических городских учреждений в одном месте, в отделе аптеки по ул. Пушкинской, 213. Кроме того, этот небольшой отдельчик вмещает в себя и товары для малышей: детское питание, предметы гигиены и ухода за новорожденным. Все бы ничего, да вот только места для такого большого количества льготников (одновременно из двух поликлиник) явно недостаточно. И вынуждены бабульки, дедульки и мамы с младенцами толкаться в маленьком так называемом «торговом зале». Хотя существуют определенные расчеты, позволяющие определить нормативы этих самых торговых площадей в зависимости от количества посетителей. Виктор Кочуров, руководитель ГУП УР «Фармация», прокомментировать данную ситуацию не смог, так как застать его на рабочем месте оказалось весьма проблематично. Работает. Надо отдать должное руководству аптеки №1, так как даже в этом крошечном зале смогли поставить кресла для отдыха пожилых людей. Однако разрешить ситуацию с постоянным потоком большого количества людей, а как следствие – очередей, таким способом невозможно.