фотоИстория вопроса
Путь к водительским правам долог и зачастую тернист. Начинается он всегда одинаково - с посещения автошколы. Там будущий автоводитель приобретает теоретические знания о правилах дорожного движения (две тысячи рублей за курс) и практические навыки управления автомобилем стоимостью 3300-3600 руб., в зависимости от часовой ставки в конкретной автошколе. Необходимый минимум вождения 30 часов, час вождения варьируется от 110 до 120 руб. Кроме самого процесса обучения, необходимо пройти медосмотр и получить заключение медкомиссии о профпригодности. До января этого года медицинское освидетельствование водителя осуществляли хирург, невропатолог, отоларинголог, окулист, терапевт, нарколог. С начала 2005 года к этому списку добавился визит в Республиканскую психиатрическую больницу, а для дам еще и посещение гинеколога. Заключение медиков обходится мужчинам в 120 руб., женщинам - 150, плюс 50 руб. за штампик нарколога, но самое дорогое это общение с психиатром - 135 рублей. Итого, «заключение врачей» тянет на триста тридцать пять рублей. Слов нет, прохождение психотерапевта - процедура необходимая, количество аварий на дорогах за последнее время не уменьшается. Возникает только вопрос, почему в качестве обязательного данное требование появилось только в этом году. И чисто женское любопытство заставляет поинтересоваться, как связана гинекология с вождением автомобиля. В качестве главных экспертов в этих вопросах выступали главные автомобильные органы республики - Управление ГИБДД МВД и различные медицинские инстанции.
Внутренние органы
Управление ГИБДД Удмуртии комментировало ситуацию крайне неохотно или вовсе не комментировало. Так, звонок в дежурную часть привел меня в отдел пропаганды, откуда, сославшись, в свою очередь, на то, что за подобными консультациями к ним обращаться не стоит, послали за ответом к начальнику регистрационно-экзаменационного отдела. Константин Щинов, крайне возмущенный подобной неразберихой внутри управления, сказал, что никаких комментариев он давать не будет - для этого существует пресс-служба, пусть там и комментируют все события. И вообще весь этот ажиотаж вокруг водительских прав и изменений, которые якобы произошли, создан искусственно. «Эту тему уже «трясли» в начале года. Пора бы уже остановиться», - сказал Константин Юрьевич. Все, что требуют сейчас при прохождении медицинского осмотра, требовали и раньше. Данный новый телефонный номер должен был привести в пресс-службу: «Отдел пропаганды слушает», - сказала трубка. Как по мановению волшебной палочки, я снова оказалась в отделе пропаганды, который, как выяснилось, является одновременно и пресс-службой «внутренних органов» ГИБДД. Пришлось объяснять, что начальник регистрационно-экзаменационного отдела ссылается на пресс-службу и разговаривать отказывается, на что «пропагандисты» крайне удивились и снова отправили к Константину Щинову либо его заместителю - Сергею Власову. Механический голос в телефоне последнего сообщал о невозможности разговора в данный момент и предлагал оставить сообщение. Помочь прояснить ситуацию согласилась инспектор Управления отдела пропаганды Марина Лузининова. Удивившись тому, что нужно проходить гинеколога, Марина Владимировна пообещала подготовить документы и нормативные акты, определяющие, кого из специалистов необходимо посетить для получения водительских прав. На следующий день она исчезла вместе с обещанной информацией и документами. Глухой голос отдела пропаганды ответил, что Марины Владимировны не будет в течение недели. На вопрос, не оставила ли инспектор Управления какие-нибудь документы и информацию о процедуре медосмотра, тот же глухой голос отправил меня к уже известному Константину Юрьевичу. Начальник Межрайонного регистрационного отдела тяжко вздохнул и еще раз доходчиво объяснил, что ничего не скажет. «Есть начальник Управления, у него есть пресс-служба, пусть они этим и занимаются. Я вам тут наговорю, а потом мне скажут: «Что это ты, Щинов, тут наговорил!» - нет, никаких комментариев я вам не дам». Так я вновь вернулась в «отдел пропаганды». Пропаганда в лице ее самого младшего сотрудника - лейтенанта Степанова опять ничего по этому вопросу сообщить не смогла. На его памяти редакция «Д» первой заинтересовалась изменениями, принятыми ГИБДД относительно получения прав и прохождения медосмотра водителями. Найти на месте более осведомленного в данной области сотрудника, по словам лейтенанта Степанова, не представлялось возможным, да и вряд ли кто-то, кроме Константина Юрьевича, располагает более полными сведениями, - добавил лейтенант Степанов. Последняя попытка добраться хотя бы до его заместителя снова ни к чему не привела – Сергей Власов был все так же недоступен, и только автоответчик обещал скорую встречу с ним после отправки факса. Оставалось надеяться на то, что хотя бы те, кто давал клятву Гиппократа, не давали обет молчания…
Медицина бессильна отказать
Как оказалось, медицинский персонал и в самом деле более общителен. Экономический отдел Республиканской психиатрической больницы объяснил, что стоимость визы специалиста, подтверждающей вашу вменяемость, в 135 рублей складывается из следующих пунктов: поиск в картотеке, контакт с доктором – осмотр и заполнение документации. А заведующий диспансером Александр Лазепник подтвердил, что на проверку к психиатру людей отправляет ГИБДД. «Очень плохо, что они отказались комментировать ситуацию, - сказал Александр Исаевич, - вот мы, например, не можем отказаться обслуживать людей и должны принять всех, кто придет». Наиболее полной информацией относительно инновации 2005 года обладала Светлана Осколкова. Светлана Валентиновна - врач первой категории с двенадцатилетним стажем. Начиная с января 2005 года поток пациентов на прием увеличился более чем в два раза: если раньше за день доктор принимал 50-60 человек, то теперь ежедневная пропускная способность врача подскочила до 120 человек. «Вы рано пришли, поэтому никого нет», - заметила Светлана Валентиновна, по статистике, выведенной ей, основная масса посетителей психодиспансера просыпается к полудню. Вообще же, согласно закону РФ, проверка у психиатра обязательна с 2001 года, только до сих пор на это не обращали внимания. Медики и сами интересовались, почему к ним так резко хлынул поток автолюбителей, но причину этого до них никто доводить не стал. Повышенное внимание к психиатрам и их пациентам доктор связывает в основном с «автогражданкой» - отсутствие заключения врача о психическом состоянии водителя влечет отказ страховой компании выплачивать страховку, а иногда и заключать договор. Естественно, что при такой нагрузке полное обследование человека невозможно - на одного пациента доктор должен тратить полчаса. При этом врач должен быть весьма компетентен, а стаж работы составлять не менее трех лет. В основном приходится обращать внимание на поведение человека, на его реакции, наличие или отсутствие чувства юмора, его выдержку в бесконечной очереди, которая образуется у кабинета. Отсюда и вопросы, заставляющие усомниться в нормальности доктора: «На кого вы охотитесь? Курица это птица или воробей? Вы замужем?» И еще, Светлана Валентиновна просила напомнить всем молодым людям о необходимости иметь при себе военный билет, придете без него - отправят обратно. В поисках объяснения появления гинеколога в списке врачей медкомиссии пришлось обращаться в Министерство здравоохранения УР. Минздрав опять же удивился тому, что пришлось обращаться к ним. Как ответили в пресс-службе министерства: «Тема уже поднималась в СМИ полгода назад, и в тот раз обошлись без нашей помощи - все эти вопросы в компетенции Управления ГИБДД. По предположению пресс-службы Минздрава, добавив к перечню обязательных медицинских виз еще и гинеколога, государство пытается избежать случаев с выкидышами у беременных женщин-водителей. Большей информацией пресс-секретарь Минздрава не располагала.
Итак, уже год водители и те, кто хотел бы получить водительские права, ходят по больницам, медики их обслуживают, но ни те, ни другие не знают, с какой целью нужен именно этот набор специалистов. Источник новшеств - ГИБДД оказывается не в курсе дела, а ответственные сотрудники даже не желают обо всем этом говорить. Ну, что же, главное, чтобы граждане за рулем были здоровы, а почему и за что люди должны платить, ГИБДД не в ответе.