Депутат Госсовета Владимир ТихоновКак известно, в начале 2005 года именно отказ республиканских властей внести коррективы в бюджет, адекватно учитывающие последствия «монетизации льгот», привели к тому, что сформировавшееся в декабре-феврале новое протестное движение Удмуртии выдвинуло политическое требование отставки президента Волкова и уже под этим лозунгом продолжило массовую кампанию протеста. Сегодня мы беседуем с одним из лидеров протестного движения, членом Координационного Совета гражданских действий, депутатом Госсовета Владимиром Тихоновым.
- Владимир, 10 ноября в Госсовете прошли депутатские слушания, посвященные новому бюджету 2006 года. Несмотря на то, что бюджетный процесс еще далек от завершения, наверное, можно уже делать какие-то прогнозы. Наблюдаются ли, судя по проекту бюджета, какие-то принципиальные изменения в финансовой политике республиканского руководства?
- Скорее нет, чем да. В проекте бюджета не нашли отражения ни какие-либо «прорывные» экономические проекты, способные вывести республику из экономического тупика (таковые, как известно, у нашего правительства и президента Волкова просто отсутствуют), ни принципы социальной справедливости.
- В чем это проявляется?
- В самом подходе власти к общественным ресурсам. При крайней их ограниченности в республике, власть легко идет на ограничение социальных расходов, но при этом себя предпочитает не обделять. Согласно правительственному проекту бюджета, предполагается увеличить общие расходы на 22 процента. Если сравнивать эту цифру с конкретными строками финансирования, то картина вырисовывается весьма показательная. Так, финансирование представительных органов государственной власти и местного самоуправления планируется увеличить на 25,6 процента – то есть выше среднего показателя. Еще более заметен рост расходов на содержание исполнительных органов - 38,3 процента. В то же время рост расходов, например, на образование запланирован лишь на 15 процентов, то есть в два с половиной раза ниже, чем на исполнительную власть. Пятнадцать процентов – это не только на 7 процентов ниже среднего роста расходов, но и ниже уровня инфляции. Фактически речь идет о сокращении финансирования системы образования, что меня как учителя средней школы особенно беспокоит.
- За счет чего конкретно сокращается финансирование образования?
- Например, приобретение учебников для детских домов, школ-интернатов и национальных школ не увеличилось, а значит - с поправкой на инфляцию - снизилось. Такие статьи расходов, как «государственная поддержка научных изданий» или «приобретение спортинвентаря», исчезли вовсе. Зато запланирован рост финансирования на 41 процент (!) центрального аппарата системы образования. Я направил на имя министра финансов Бельтюкова запрос - почему при общем сокращении финансирования отрасли запланирован такой рост затрат на чиновников. Еще одна деталь, характеризующая ситуацию: в прошлом году была запланирована очень небольшая, но весьма знаковая статья расходов - 24 тысячи рублей на поддержку выпускников образовательных учреждений, проявивших выдающиеся способности. Теперь ее нет.
- А как насчет строки на содержание лично президента Волкова? В прошлом году там было около 4 млн 800 тыс., то есть 13 тысяч с лишним рублей в день, включая выходные и дни отпуска. Но фактически на 1 октября на содержание Волкова затрачено уже 5 млн 561 тыс. рублей.
- Мы, видимо, так много раз упоминали этот факт на наших митингах, что здесь наметились явные изменения к большей умеренности. В новом проекте бюджета на 2006 год на содержание президента запланировано 3 миллиона 180 тысяч рублей. Видимо, критика возымела действие. Впрочем, не исключено, что какая-то часть оказалась просто спрятана в других статьях расходов. Ведь проект бюджета как документ остается не особенно прозрачным. В статье расходов на капитальное строительство, в частности, опять непонятно, какую часть «съест» начало очередной «великой стройки президента» - зоопарка. Никто не сомневается и в том, что значительная часть доходов не учтена в проекте бюджета. По мнению комиссии по бюджету и финансам, Минфин занизил поступления по налогам примерно на 300 миллионов рублей, а на самом деле практика прошлых лет показывает, что из «бюджетного» поля выпадают и гораздо большие суммы. Поэтому, как и в текущем году, расходование этих средств будут снова утверждать задним числом.
- Перед сессией, посвященной как раз бюджету на 2006 год, профсоюз работников народного образования, Общественный совет пенсионеров, «глазьевцы», коммунисты пикетировали здание Госсовета. 9 декабря Координационный Совет гражданских действий готовит уже массовую акцию протеста, которая начнется на Центральной площади. Подобные акции, по твоему опыту, способны оказать влияние на характер принимаемого депутатами бюджета?
- В прошлом году первоначально увеличение зарплаты бюджетникам планировалось на 10%. Однако учителя выходили и в октябре, и в ноябре на акции протеста, и под этим давлением рост зарплаты увеличили на 20%. В том, что на депутатов такие акции оказывают влияние, я не сомневаюсь. 30 ноября, когда учителя и врачи пикетировали Госсовет, подморозило, а люди продолжали стоять и требовать – это, помнится, произвело на депутатов впечатление. Во всяком случае, в кулуарах Госсовета это активно обсуждали.
- Последний вопрос. Запланировано ли в проекте бюджета увеличение компенсации льгот ветеранам и труженикам тыла?
- Не запланирована даже индексация тех 200-300 рублей в связи с поправкой на инфляцию (хотя плата за телефон, например, уже поднялась с 1 октября). Я поднял этот вопрос на сессии, но ответ был один – нет денег…