фото«Д» пристально следил за строительством и открытием этих «шедевров» торгово-павильонной архитектуры и даже направлял запросы в Прокуратуру УР по поводу вопиющего нарушения федерального законодательства. Все оказалось тщетно, президент Волков и премьер Питкевич во что бы то ни стало хотели «воткнуть» кафе именно здесь – почти впритык к шедевру архитектуры позапрошлого века. Сегодня, спустя полгода после того, как мечта двух главных строителей Удмуртии наконец-то сбылась, главными достопримечательностями двух «шедевров» начала 21 века считаются «Книга отзывов и предложений» кафе и их туалеты. Несколько звонков в редакцию и гневных реплик на форуме сайта «Дня» позвали в дорогу. И вот мы в кафе. Три из двенадцати столиков заняты парочками. На прилавке лежит распухшая «Книга жалоб и предложений». Сделали заказ и спросили, где можно помыть руки. Барменша сказала буквально следующее: «У входа». Здесь следует привести реплику участницы интернет-форума «Д» некой Алины: «А-а-а-а-а-а... крик души. Сегодня после долгой прогулки решили в кафе у Арсенала зайти, чаю выпить. Слов нет. Недели три назад там была уникальная система посещения, пардон, уборных. Подходишь к девочке за прилавком и говоришь - писать хоца или как в ваш туалет попасть? Девочка за прилавком звала уборщицу и та провожала тебя до вожделенной комнаты, ждала, пока ты оттуда не выйдешь, запирала снова дверь на ключ. Сегодня сервис поразил в очередной раз. Сидели в детском блоке. Девочка за прилавком говорит: ну сходите в соседнее - молодежное, может, там пустят, если работает. Так нет же - на обеих дверях объявления висят - туалет не работает. Это, по сути, в питейном-то заведении! Интересно, а сами сотрудники где нужду справляют? Или это только к посетителям такое внимательное отношение - бегите, господа, или до цума или до госсовета. А как ребенку объяснить столь ненавязчивый сервис?» (Прим. - сохранена авторская орфография и пунктуация). Мы как бы невзначай поинтересовались у обслуживающего персонала, правда ли, что там недавно был ремонт. Те, добродушно нам ответили, что закрывают туалет на ключ, а табличку про ремонт вешают по выходным. «А то всякие люди с улицы приходят, мусорят, краны ломают», - посетовала на посетителей молоденькая девушка за стойкой. А в будни, по ее словам, туалет даже на ключ не закрывается – заходи кто хочешь. Вот такой маркетинговый ход. Однако оказалось, что замок в туалете был просто-напросто сломан. (Прим. - немного забегая вперед, надо сказать, что об этом замке есть интересная запись в «Книге отзывов и предложений», там анонимный автор описывает свои страдания, когда из-за этого сломанного замка он застрял в туалете). Возвращаемся в кафе и берем с барной стойки заветную книгу. Кажется, в начале 70-х были приняты правила ведения подобных книг. С тех пор в каждом магазине, кафе, ресторане или предприятии бытовых услуг они обязательно должны быть в наличии. Предоставлять ее по первому требованию клиента должен продавец или любой другой сотрудник. Тогда продавцы шли на хитрость, книгу-то они выдавали, а вот шариковые ручки – нет. Нет записи – нет выговора и замечания. На каждый отзыв администрация должна была отреагировать в письменном виде, ниже написать о принятых мерах. Правила ведения этих книг уже не действуют, а книги плавно трансформированы в «Книги советов» и «Книги предложений и пожеланий». Но в наших руках была настоящая КНИГА! Молодой человек в чистой белой рубашке принес наш заказ: кусочки тортов «Моцарт» и «Творожный», но нам к этому времени было уже не до пирожных… Высказывания из «жалобной» книги пусть и пестрят ошибками, но по слогу изложения каждая из жалоб - это и крик души, и риторический вопрос и философский трактат. Особенно поразило размашистое «ЗАКРЫВАЙТЕСЬ!» - красной пастой в четверть листа. Мнения посетителей характеризовали обслуживающий персонал кафе как «медлительный» и «тормознутый». Неоднократно были отмечены «хамство», «грубость» и «закатывание очаровательных глазок» барменш при общении с посетителями. Обращалось внимание на убожество внутреннего убранства кафе и непривлекательность столовой посуды. Практически не встречались жалобы на факты «недовеса и недовложения сырья в блюда, а также нарушения санитарных правил хранения продуктов». Был один гневный отклик по поводу вкуса кофе. «Ой, мне бумага попалась в моем «Моцарте», - вдруг сказала моя подруга. «Это - ноты», - пошутила я. Решив разлить чай по кружкам, мы заметили в одной из них прилипшую чаинку. «Это яд Сальери», - хором сказали мы и рассмеялись, чем привлекли внимание обслуживающего персонала, который и так нервно посматривал на нас и на то, как мы читаем их «Книгу отзывов и предложений». И уж совсем они пали духом, когда мы начали фотографировать особо понравившиеся нам записи. Ну, что ж, как начертано в одной из записей: «Персонал! Делайте выводы!» Кстати, как стало известно из достоверных источников, в ближайшее время здание Арсенала должны перекрасить. По секретным данным, его должны сделать похожим на здание резиденции Президента Удмуртии и на эти два кафе - «Детское» и «Молодежное». Наверное, чтобы не выделялся…