Николай Васильевич МАЦУЛЕВИЧНиколай Васильевич МАЦУЛЕВИЧ, 33 года, директор ГУП «Медприбор». В медицинском бизнесе с 1998 года. В 2004-2005 гг. главный специалист по метрологии и медицинской технике Минздрава УР. Имеет два высших образования: закончил Ижевскую государственную медицинскую академию и Уральскую академию государственной службы.
- Знаешь, Николай, обычно предприниматели в Удмуртии редко соглашаются давать интервью, я не говорю сейчас о рекламных статьях – здесь все понятно, это коммерческие информационные услуги. А вот когда речь заходит о том, что происходит в том или ином бизнесе – о «кухне» никто публично говорить не станет. У вас случилось что-то необычное?
- Не случилось, а случается, причем постоянно. Основная деятельность предприятия, которое я возглавляю – это ремонт медицинского оборудования, продажа медицинской техники и расходных материалов. На сегодняшний день все крупные поставки медтехники и материалов проходят через тендеры, которые проводит Министерство экономики Удмуртии. «Медприбор» постоянный участник этих тендеров и, думаю, единственный в своем роде - нет ни одного предприятия в республике, которое бы так постоянно и стабильно снимали с торгов. По разным причинам: то из-за недостаточного опыта работы (хотя «Медприбор» существует с 60-х годов прошлого века), то просто по ничем не мотивированной формулировке: «ваша заявка отклонена в связи с несоответствием тендерной документации».
- Это коррупция?
- Это «порочный круг». В 1998 году, когда я пришел в медицинский бизнес и стал его внимательно изучать, открылась его огромная перспективность, но обнаружились и изъяны. В 2002 году впервые я пытался изменить что-то изнутри этой системы, но, к сожалению, не получилось. Порочный круг только нарастал и нарастает, об этом говорят цифры – мы вели статистику всех проводившихся в последние годы медицинских тендеров.
- Круг их участников узок?
- Нет, число участников может быть и широким - в Ижевск приезжают представители фирм из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга. В каждом тендере участвуют по 5-6 претендентов, но в основном всегда есть лидер и тот, кто рядом с ним. Так вот, во всех тендерах будущим победителям, как правило, приходилось бороться с нами. И всегда стоял один и тот же вопрос: снять «Медприбор» с тендера или каким-то образом дисквалифицировать - и тогда выигрывает тот, кто нужен…
- А кто нужен?
- В каждом определенном тендере существуют свои потенциальные победители. Скажем, где-то с 1997-1998 года лаборатории в Удмуртию поставляет фирма «Аналитика», гемодиализ - фирма «Фризениус». В общем, по каждой узкой теме - своя конкретная фирма, это ни для кого не секрет, это любой врач знает.
- За ними что, кто-то стоит?
- Назовем это сложившимися отношениями.
- Сложившиеся отношения между кем и кем?
- Между представителями республиканской власти и фирм, участвующих в тендерах.
- Задам вопрос конкретней: раз тендеры организует Министерство экономики УР – значит, ко всему, о чем вы говорите, причастен вице-премьер и министр экономики Валерий Богатырев?
- Нельзя все шишки валить на Богатырева, это система в целом, и она управляемая.
- Ну, иерархия республиканской власти известна: министр Богатырев подчиняется премьеру Питкевичу, Питкевич – президенту Волкову. Тебе, кстати, приходилось встречаться с ними?
- Я прошел весь круг – от главных врачей до президента Удмуртии. Со всеми общался, обо всем, что происходит на медицинских тендерах, говорил.
- Президенту Удмуртии тоже?
- Да с Волковым мы встречались нынче летом.
- И что?
- Я рассказал ему о том, как проходят тендеры по поставке медтехники, о том, что если бы тендерная комиссия приняла предложения «Медприбора», то только в 2004 году по тем темам, в которых мы участвовали, республиканский бюджет сэкономил бы более 40 млн рублей.
- Что на это ответил президент Волков?
- Он сказал, что у нас в этом лучше разбираются врачи.
- То есть он отказался наводить порядок?
- Да.
- После таких слов надеешься, что вам дадут остаться в медицинском бизнесе?
- Надеюсь, но на сегодняшний день, действительно, все складывается так, что проще уйти, потому что те силы, которые вкладываются, они не то чтобы не окупаются финансово, я просто не вижу пользы от своей деятельности. Благодаря нынешней системе тендерных закупок, цены для больниц из года в год только повышаются. Есть такие позиции, по которым прайсовая цена в розницу дешевле, чем республика закупает по тендерам, причем дешевле на 30-40 процентов.
- По твоим словам, тебе пришлось обойти почти всех, в чьей компетенции находятся вопросы влияния на закупки для нужд здравоохранения Удмуртии, а собственно, что вы им предлагали, чтобы тендерная комиссия отдавала предпочтение вашему предприятию что ли?
- Нет, у меня в то время был проект создания ГУПа по обслуживанию медицинских организаций (ОМО). В свое время, когда я еще работал в страховой компании, мы разработали пилотный проект страхования неработающего населения по лекарственному обеспечению. Уже тогда было очевидно, что монетизация льгот неизбежна и к ней надо готовиться.
- И власти Удмуртии могли быть готовы?
- Проект ОМО для этого и создавался. Здесь не обязательно быть семи пядей во лбу, надо просто элементарно управлять тем имуществом и теми финансовыми средствами, которые уже есть.
- Можно подробнее?
- Программа адресной социальной помощи неработающему населению, о которой я говорю, была разработана в 2002 году нашей страховой компанией. Согласно ей, на каждого неработающего должна была быть заведена индивидуальная карточка, и, приходя в аптеку, человек мог без проблем с многочисленными очередями получить необходимые лекарства. Функция ОМО как государственного предприятия заключалась в том, чтобы выстроить все потоки, соединить больницы и аптеки, при этом еще и обеспечить экономию средств бюджета. У государства должен быть «свой» среди коммерсантов, деятельность которого правительство может регулировать.
- Ну, «свой» у них уже есть…
- Я говорю о «своем» в здоровом смысле этого слова, а не в том, как это происходит сейчас, когда бюджетные средства просто растрачиваются. Для чего тогда вообще нужно государство? Одно дело, когда на медицине зарабатывают деньги, и совсем другое, когда государство занимается облегчением жизни населения через обеспечение каких-то гарантий. При реализации нашего проекта качество медицинского обслуживания должно было повыситься.
- А сейчас, насколько я понимаю, восторжествовал другой подход. Говорят, что медицинский бизнес попал в зону интересов самого близкого к президенту Удмуртии предпринимателя и депутата Госсовета УР Андрея Осколкова.
- Есть медицина государственная, а есть частная. Частная медицина – это бизнес, и как любой бизнес, она имеет право на существование. Но когда государственная медицина и частная путаются – это уже патология. К сожалению, на сегодняшний день здравоохранение в Удмуртии превратилось в систему по зарабатыванию денег. Этим летом я путешествовал по Белоруссии и поинтересовался, во сколько там обходится обеспечение одного гемодиализного больного, сравнил с тем, как обстоит дело у нас. Знаешь, какая получилась разница? Почти в три раза!
- Может быть, дело в «зайчиках»?
- Нет, я делал расчет в евро.
- Что, у нас две трети средств в «откаты» что ли уходит?
- Меньше, но все равно много. Например, в 2002 году в Удмуртии было 119 гемодиализных больных, общая сумма потребности в медикаментах для них - 596 тыс. евро. На одного больного, таким образом, получалось в среднем 5 тыс. евро. При поставках нашего предприятия (с учетом более низкой цены), сумма финансирования снижалась до 3,9 тыс. евро на одного больного. Такая вот разница при одном и том же качестве. Теперь возьмем 2005 год – число больных увеличилось до 147, сумма выделенных бюджетных средств - 962 тыс. евро. Это значит, что один больной обходится уже в 6544 евро. В плане на 2006 год количество больных тоже увеличивается, растет и сумма планируемых средств - 1,3 млн евро. При этом цены в евро на медтехнику и препараты не менялись, это конкретно Удмуртия становится дорогим регионом по гемодиализу. И так практически по всем направлениям.
- Правда, что ваше предприятие опять «выпало» с последнего тендера, проводившегося в прошлом месяце?
- Да, это был тендер по рентгеновскому оборудованию, наши цены были ниже цен конкурента на 36,9 млн рублей, и нас опять сняли, теперь за задолженность по налогам.
- А задолженность потому, что тендеры все время проигрываете?
- Не только, мы же еще и ремонтируем медицинскую технику для больниц, а больницы вовремя никогда не расплачиваются, порой не платят по два года. При этом услуга нами выполнена, зарплата начислена, налоги то же, потом появляются пени. В конце концов, это превращается в «снежный ком». Когда я сюда пришел, с помощью торговли мы какое-то время держались. Сегодня это уже невозможно - из-за нерегулярной выплаты заработной платы торговый отдел распался. Сейчас я покажу тебе пустую комнату – вот за этими столами с компьютерами сидело целое подразделение, которое как раз и занималось тендерами. Сегодня в штате остался один начальник, и тот уехал на учебу в Германию.
- Подведи итог нашего разговора.
- Видеть то, что сегодня происходит в системе снабжения здравоохранения Удмуртии, для меня, образно говоря, равнозначно добровольной работе в нацистском концлагере, пусть даже гардеробщиком. Каждый день люди приходят в больницы и испытывают издевательства – то с них за одно деньги просят, то за другое, при этом деньги на эти цели из бюджета республики выделяются. Когда у меня увольнялись сотрудники, занимавшиеся тендерами, у них было желание прийти и некоторым должностным лицам просто физически что-то сделать. Они же по каждому тендеру собирали огромное количество документов, составляли сравнительные таблицы, вписывали технические характеристики препаратов, писали о том, для чего каждая характеристика нужна. Вопиющий случай – мы предлагали поставить литотриптер за 13 млн рублей, а нас сняли с торгов и отдали предпочтение фирме «Дельрус», которая просила 29 млн рублей. Врач-специалист из 1-й республиканской больницы вынесла заключение, что им этот аппарат больше нравится. Я говорил в правительстве - давайте пусть ваши специалисты, которые пишут свои заключения на наши предложения, тоже оформляют их в сравнительные таблицы, мне улыбнулись и сказали: ты что, сам подумай, зачем это надо?
- Действительно, зачем им это надо…