Вот так, в понимании президента Волкова выглядит «эффективное управление» - все стоят в очередь и ждут, что получат.По информации «Д», на подпись к премьеру Юрию Питкевичу направлялись, по крайней мере, уже два различных проекта распоряжения о создании ЕИРЦа. То, что этого не произошло, вряд ли объясняется принципиальным несогласием главы правительства УР визировать данный документ. Юрий Степанович - опытный аппаратный политик и, скорее всего, просто не хочет нести ответственность. Однако право распоряжаться годовым оборотом в $150 млн – достаточно большой соблазн для тех, кто на самом деле стоит за этим проектом. Официально считается, что распоряжение «О создании государственного учреждения «Единый информационно-расчетный центр УР» подготовлено Министерством строительства, архитектуры и жилищной политики УР. Подпись министра Валерия Загайнова значится под всеми известными документами по ЕИРЦу. Между тем еще месяц назад, отвечая на вопросы корреспондента «Д», заместитель министра Владимир Тюриков признался, что их министерство «только согласовывает» распоряжение о создании ЕИРЦа, а настоящими разработчиками является «группа инициаторов, которая подходит к проекту со своими интересами»… Тогда же в конце сентября – начале октября «Д» выдвинул предположение, что за «группой инициаторов» стоит президент Удмуртии Александр Волков и руководитель ООО «УТЭК» Андрей Осколков. Возражений с их стороны не последовало. Возможно, что до конца выборов в районные и городские органы представительной власти президент Удмуртии вообще хотел избежать какой-либо огласки на этот счет.
ОТДАЙТЕ И ЗАПЛАТИТЕ
Зато теперь, когда новые составы органов местного самоуправления почти сформировались, аппетиты инициаторов создания ЕИРЦа значительно возросли. Согласно всплывшему на днях новому проекту распоряжения, органам местного самоуправления «рекомендуется»: передать ЕИРЦ УР на условиях договора безвозмездного пользования имуществом, используемого в настоящее время муниципальными организациями, осуществляющими работы по расчету и начислению платежей потребителям жилищно-коммунальных услуг. Муниципалитетам «рекомендуется» отдать ЕИРЦ УР буквально все: помещения, компьютерную и иную оргтехнику, прочие технические средства, необходимые для обработки информации и организации работ по расчету и начислению платежей. При этом оставшиеся без материально-технической базы органы местного самоуправления должны будут заключить с ЕИРЦ УР договоры (и уже далеко не безвозмездные) на организацию работ по начислению субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Аналогичный договор, согласно проекту распоряжения, предписывается заключить с ЕИРЦ УР и Министерству социальной защиты населения УР.
МЫ ШТАТЫ РАЗДУЕМ
В последней версии проекта распоряжения по созданию ЕИРЦ УР нет никаких данных об объемах финансирования новой структуры. В прежнем документе речь шла о 500 тыс. рублей, необходимых для оплаты уставного фонда и регистрации учреждения. Сейчас на месте суммы финансирования в проекте распоряжения стоит пробел, заполнить который Минфин УР должен будет «за счет дополнительно полученных в 2005 году доходов». По неофициальной информации, только в ноябре-декабре, если бы ЕИРЦ УР был уже создан, на его содержание планировалось направить около 10 млн рублей. В одном только центральном офисе «Единого информационно-расчетного центра УР» предполагается иметь штат 64 сотрудника, а в самом крупном ижевском филиале ЕИРЦа должны работать 127 человек. С учетом всех предполагаемых филиалов численность сотрудников ЕИРЦа легко перевалит за полтысячи человек. Пока в схемах разработчиков ЕИРЦа обозначены семь филиалов, в число которых входят территории всех городов (кроме Глазова), а также три урбанизированных района – Увинский, Завьяловский и Якшур-Бодьинский. То обстоятельство, что «группа инициаторов» не претендует на коммунальные платежи населения родного для президента Удмуртии Глазова, скорее всего, не связано с пиететом Волкова перед своей «политической родиной», просто погоду в жилищно-коммунальном хозяйстве там делают не столько городские власти, сколько градообразующий «Чепецкий механический завод». И трудно представить, чтобы руководство управляющего ЧМЗ концерна ТВЭЛ дало согласие на передачу контроля над коммунальными финансовыми потоками какому-то ЕИРЦ УР. Пока с учетом усеченной штатной структуры разработчики предлагают на рассмотрение правительства УР общий фонд оплаты труда в сумме 1,4 млн рублей в месяц. Но интерес самой главной группы инициаторов создания ЕИРЦ УР заключается, конечно, не в создании новой бюрократической структуры (хотя чьих-то родственников и друзей там наверняка будет немало), а в контроле над распределением коммунальных платежей и бюджетных субсидий населению на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
ВРЕДНЫЙ ОПЫТ
Сама по себе идея забрать у органов местного самоуправления функции сбора и контроля за распределением коммунальных платежей, видимо, заимствована в соседней Перми. Там уже столкнулись с тем, что их «местный ЕИРЦ» - ООО «Инкомус-ФТ» использовал деньги населения в качестве оборотных средств своих аффилированных структур. Официально же коммерческий интерес «пермского ЕИРЦа» определялся в размере 2,8 процента от суммы сбора за жилищно-коммунальные услуги. Эти деньги просто вычитали из каждого платежа жителя Перми. В масштабе Ижевска вроде бы небольшой на вид процент выливается за год в несколько миллионов долларов. И эти несколько миллионов долларов явно не лишние в «дырявом» коммунальном хозяйстве Ижевска. Прокуратура Пермской области после рассмотрения материалов ревизии финансово-хозяйственной деятельности ООО «Инкомус-ФТ» еще год назад внесла представление пермскому мэру Каменеву об устранении нарушений бюджетного и жилищно-коммунального законодательства. Однако вредный пермский опыт настолько понравился первым лицам Удмуртии, что они решили подойти к вопросу еще масштабней, распространив его и на другие районы и города республики, где только можно собирать деньги за коммунальные услуги.
РАСЧЕТНЫЙ БАНК
В схемах, приложенных к проекту распоряжения правительства УР о создании новой структуры, центральное место занимает даже не сам ЕИРЦ УР - над ним во всех схемах обозначен безвестный «Расчетный банк», с которым ЕИРЦ УР будет связан договором-поручением о проведении расчетов. Пытаясь сбросить завесу анонимности с «Расчетного банка», в предыдущих публикациях на эту тему «Д» уже успел предположить, что самым верным претендентом на роль «расчетного» является АКБ «Ижкомбанк». Никто эту информацию не опроверг. Происходившие в течение года перемены в составе учредителей и структуре уставного фонда банка, результатом которых стал переход контрольного пакета голосов к группе лиц, аффилированных с Андреем Осколковым и семьей президента Волкова, прямо указывают на тех, кому планируется передать право распоряжения несколькими миллиардами рублей, находящимися в обороте жилищно-коммунального хозяйства столицы республики. Этого аргумента в обосновании необходимости принятия распоряжения о создании ЕИРЦа, разумеется, нет. Зато много других витиеватых и ничем не обоснованных фраз. Так, например, по мнению безымянной группы инициаторов: «действовавшие до настоящего момента механизмы контроля и сбора информации, основанные на централизации функций оперативного управления ЖКХ в рамках муниципальных образований, утратят свою эффективность». Никаких обоснований к этому утверждению не прилагается – утратят, и все… Тема контроля в ЖКХ, конечно, всегда будет вызывать много вопросов и подозрений, но по вопросу «эффективности» передачи «механизмов контроля» над ЖКХ в руки Осколкова – Волкова в Ижевске никто не спорит. Волков в обыденном сознании – это дворец и цирк (теперь еще и зоопарк), Осколков – скупка недвижимости и разорение чужих бизнесов. Под таким управлением все что угодно «должно утратить свою эффективность». Но почему-то кажется, что местное самоуправление все же выдержит…