фотоОчередным подтверждением тому стал сайт www.prezident.udm.net, посвященный изложению параллельных взглядов на современную историю Удмуртии. Интернет был и остается одной из немногочисленных информационных площадок для реализации проектов, существование которых в традиционных СМИ представить себе в нынешних условиях практически невозможно. Очередным подтверждением тому стал сайт www.prezident.udm.net, посвященный изложению параллельных взглядов на современную историю Удмуртии. Летописцы, окуните ваши кисти... Сайт под названием «Удмуртские анналы» появился в Интернете еще в начале июля. Как сообщается на его первой странице, он «является подарком интернет-пространству Удмуртии от ООО «БИАМ» по случаю трехлетия организации». До середины осени он работал фактически в тестовом режиме и только с октября стал обновляться регулярно. Таким образом, проект вполне можно считать одним из многочисленных подношений, приуроченных к 85-летию удмуртской государственности. По своей структуре сайт www.prezident.udm.net состоит из трех разделов. Первый из них это «Случаи» - короткие истории, основными действующими лицами которых являются люди, поразительно похожие на главных героев первых страниц республиканских газет. Второй - «Новости БИАМ» - живописует подробности повседневной деятельности «Бюро информационно-аналитического мониторинга» – организации, создающей индивидуальные информационные продукты для ижевских и иногородних топ-менеджеров. Третий раздел «Гостевая книга» традиционен для большинства интернет-ресурсов. Первые истории, которые удалось обнаружить на сайте, относятся к периоду второй инаугурации Александра Волкова, последние касаются актуальных событий этой осени.
Ничто не ново под луной
Сайт www.prezident.udm.net по форме исполнения является прямым продолжателем популярного интернет-проекта «Владимир Владимирович™». Он был начат известным сетевым автором, московским журналистом Максимом Кононенко более трех лет назад и быстро завоевал всероссийскую популярность. Практически каждый день на нем публикуются короткие истории из жизни человека, похожего на президента РФ. В них нет особой крамолы и агрессии. Они просто рассказывают об отношении Владимира Владимировича™ Путина с его окружением и другими публичными персонами нашего государства. Придуманный и хорошо разработанный Максимом Кононенко способ описания бытия сильных мира сего быстро получил признание и последователей. Один за другим стали появляться региональные проекты, посвященные местным политикам. В конце февраля 2005 года на сайте uralpolit.ru это явление было исследовано в специальной статье «Брателлос. Новая политическая технология – байки в интернете». В частности, в нем рассказывалось о проекте «Ptitsa.Net» (посвященном жизни свердловского губернатора Эдуарда Росселя) и сайте «Сергей Семенович™» (о руководителе Тюменской области Сергее Собянине). Позднее появился аналогичный проект, посвященный политической кухне Челябинской области. В Интернете также удалось найти упоминания об аналогичных сайтах про губернатора Санкт-Петербурга Валентину Матвиенко и главу Карелии. «УралПолит.Ru» удалось связаться с одним из авторов свердловского проекта, который согласился поведать некоторые подробности: «Проект родился во многом случайно, - говорит он. - С одной стороны, как подражание «Владимиру Владимировичу.Ру», с другой - как реакция на политику областных властей в информационной сфере. Зашкаливающий пафос областной власти был особенно комичен на фоне реального уменьшения ее влияния и способности действовать независимо от Москвы». Если не знать, о каком именно регионе идет речь, то можно было бы и обознаться.
Дешево и сердито
Очевидно, что основным преимуществом Интернет-проектов, развивающих классическую форму сайта «Владимир Владимирович™», является простота их реализации и минимальные стартовые материальные затраты. Фактически требуется около 500 долларов для создания сайта и максимум 50 долларов ежемесячно для его регистрации и технической поддержки. В этих затратах, разумеется, не учтена самая важная составляющая - работа авторов. Однако, как показывает практика, на начальном этапе вполне достаточно чистого энтузиазма. Со временем у них появляются и спонсоры. Например, к финансированию «Си Си Россель™» приложила руку «Уральская горно-металлургическая компания», частично заинтересованная в дискредитации среднеуральского губернатора и отдельных персон из его окружения. Насколько известно об авторах и создателях проекта «Удмуртские анналы», их основной целью была имиджевая реклама «БИАМ». Организация, профессионально мониторящая информационное пространство Удмуртии, в изобилии имеет сырье для всех «случаев» жизни. При этом можно отметить, что если уральские проекты появились как очевидный заказ политических оппонентов действующих властей, то «Удмуртские анналы» – это, скорее, попытка осмыслить происходящее в республике более рационально, чем это трактуется официальными СМИ. Оценивая в февральской статье моду на параллельные жизнеописания региональных политиков, «УралПолит.Ru» писал: «Эффективность подобных сериалов не вызывает сомнений. При известной ловкости, юмористические истории о жизни областных администраций быстро набирают популярность и вполне могут считаться инструментом пиар-технологий. Хотя аудитория изначально относится к ним, скорее, как к развлекательным сериалам, через некоторое время они реально начинают формировать отношение к тем или иным героям политического поля. Читатели региональных интернет-сериалов – преимущественно политическая элита, экспертное и журналистское сообщество. Для создания определенного настроения в этой среде юмористические текстовые проекты подходят как нельзя лучше – поэтому в ближайшее время можно ожидать распространения этой моды на другие регионы Урала». Появление сайта www.prezident.udm.net подтверждает предположение уральских журналистов. Сможет ли этот ресурс стать чем-то более серьезным, чем оригинальная самопрезентация ООО «БИАМ», зависит от таланта его авторов, интереса читателей, реакции властей. О последней, видимо, можно будет узнать совсем скоро. Сразу после публикации настоящей статьи. Ведь, если верить официальным источникам, высшее руководство республики не чуждо высоким технологиям и после работы частенько заглядывает в Интернет в поисках чего-то новенького.
Случаи с сайта www.prezident.udm.net
Однажды Сан Саныч принимал участие в первом заседании городской Думы своего города Ижевска. - Вот ты мне скажи, Палыч… - проговорил он, закрывая за собой дверь в зал с депутатами. Депутаты повскакивали со своих мест и рванули к барной стойке с бутербродами. – Вот предложил я им щас Балакина, а они согласились… - Попробовали бы не согласиться! – хмыкнул руководитель администрации Сан Саныча. – Вот у меня тут все расписочки, - он взмахнул пухлым кожаным портфелем - Все векселя. Даром что ли столько бабок закачали… - Я не о том! – досадливо воскликнул Сан Саныч. – Вот выбрали Балакина, а раньше кто был? - Балакин и был! – подтвердил руководитель его администрации. - А в Сарапуле я Наумова предложил вместо кого? - Вместо Наумова! - А в Воткинске Кузнецова вместо Кузнецова! В Можге Пантюхина вместо Пантюхина!!! – у Сан Саныча сорвался голос. - Палыч, на фига я все это делаю, если все равно ничего не меняется? - Как это на фига? – растерялся руководитель его администрации. – А вертикаль? Ты ж сам говорил… - Вертикаль! – с отвращением произнес Сан Саныч. - Кто ее видел вообще, вертикаль эту… Ладно, поехали, нам еще в Глазов сколько пилить - Перешеина на Перешеина менять будем…
*** Однажды Сан Саныч встречался с журналистами на открытии кафе «У Арсенала». Журналисты внимательно слушали, что им говорил Сан Саныч: - Вот, все новое… смотрите, как чисто, светло… - Сан Саныч широким жестом показал на пустующий зал кафе. Журналисты посмотрели себе под ноги, по сторонам и снова уставились на Сан Саныча. Сан Саныч откашлялся и продолжил. - Вот вы, наверное, сами думаете, что, мол, архитектурный ансамбль испорчен, историческое здание загородили… Журналисты молчали. Было слышно, как шипят диктофоны. - Ну, да, это архитектура современная… - пожал плечами Сан Саныч. - Да я и сам понимаю, что не к месту. Но ведь для людей же! – воскликнул президент и, нащупав под ногами зыбкую почву, с воодушевлением продолжил. – Чтобы было, куда детям прийти. Мороженое там с чаем выпить… Пирожное… Сок… Журналисты, не мигая, смотрели на Сан Саныча. Сан Саныч нервно оглянулся на руководителя своей охраны и запальчиво продолжил: - Вот вы, наверное, спросить хотите, а во что эта красота нам обошлась? Так? Журналисты, на которых смотрел Сан Саныч, отводили взгляд. - Недорого. Совсем не дорого. Двадцать миллионов всего. И еще десять. Всего тридцать два. Да по сравнению с цирком это вообще - тьфу! – Сан Саныч раздраженно плюнул. Журналисты завороженно посмотрели на пол. - Зато можно после работы с детьми зайти, выпить чашечку кофе. Да! - воодушевился Сан Саныч. – Чашечку каппучино, пожалуйста! - сказал он в сторону прилавка. Буфетчица криво усмехнулась, перебросила через плечо полотенце и направилась к кофейному аппарату. - И вы себе тоже можете что-нибудь заказать. Я угощаю! – улыбнулся Сан Саныч. Журналисты посмотрели на спину буфетчицы и снова уставились на Сан Саныча. Повисла тишина. Сан Саныч помолчал немного. Улыбка сползла с его лица. - Вот вы сейчас уйдете, и сюда мои внуки придут. Чай пить, – выпалил Сан Саныч, чтобы хоть как-то разогнать гнетущую тишину. Журналисты переглянулись и, толкаясь, устремились к выходу. Начальник охраны Сан Саныча подошел к зазевавшемуся оператору и молча указал ему на дверь. Через считанные секунды в кафе никого не было. К столику подошла буфетчица и, глядя в сторону, произнесла: - Каппучино нет. Нескафе растворимый будете?..