фотоВ этом районе либо по какому-то нелепому стечению обстоятельств, либо по вполне реально существующему плану не осталось продуктовых магазинов, рассчитанных на обычных людей, которых «угораздило» жить в центре города.
Вдоль по Пушкинской
С недавнего времени на центральной улице Пушкинской исчезли практически все продуктовые магазины. Некогда самая рентабельная, с точки зрения покупательского спроса, улица вдруг оказалась «в опале» – общедоступные простому люду хлебные, молочные и другие продуктовые магазины как-то в одночасье были скуплены, а потом переоборудованы под шикарные бутики для продажи всевозможного фирменного (и не очень) европейского товара. Что же из продовольственных торговых точек осталось для жителей этого района? А ничего. Так, например, ближайший к улице Бородина магазин продуктов находится аж на Красногеройской. А ведь это, как минимум, два квартала. Поначалу, когда только начался строительно-реорганизационный бум, многие заглядывали в новомодные торговые точки - бутики, салоны с красивыми витринами и не менее красивыми названиями. Многие были даже рады: «Теперь не будет шуметь под окнами «всякая шваль», а будут приезжать состоятельные люди на дорогих импортных машинах, которые чинно и степенно будут делать покупки и с таким же достоинством отъезжать…» Но прошло время, утихла лихорадка «магазинно-переоборудочного» бума. И только потом жители начали понимать, что, оказывается, существует обратная сторона этой прекрасной жизни в центре города. Как-то постепенно магазинчики с шикарным внутренним содержанием вытеснили обычные кондитерские, хлебные, молочные, продуктовые и даже хозяйственные отделы. И теперь за булкой хлеба или пакетом молока пенсионерам, молодым мамам с детьми и колясками, да и любому другому простому люду нужно ходить в магазин, который расположен за два квартала от дома.
Зрелищ уже не надо
Только вдумайтесь: на небольшом промежутке улицы Пушкинской от Центральной площади до Красногеройской расположено более десятка магазинов по продаже и обслуживанию сотовых телефонов, пять фирменных магазинов обуви, магазины элитной косметики и винно-водочной продукции ... и при этом ни одного хлебного. Из трех ранее существовавших продовольственных магазинов остался только один – «Винный клуб», а ведь когда-то это был добротный и доступный продовольственный магазин «Чайка». Справедливости ради замечу, что в нем есть маленький отдельчик-закуточек с продуктами, но на 9.30 утра в этом «отдельчике» в наличии было всего-навсего восемь буханок хлеба, не считая хлеба с наполнителями, который по своей цене не доступен пенсионерам. Когда-то на Пушкинской был прекрасный хлебно-кондитерский магазин «Золотой колос» (магазин № 6), который был очень любим жителями… Реорганизация и реструктуризация коснулась не только продовольственных магазинов. В большой книжный магазин на Пушкинскую ездили за новинками книголюбы со всего города, а сейчас на его территории «обитает» салон элитной косметики «Эрмитаж». Фирменная косметика – это, безусловно, замечательно. Но, согласитесь, косметика, пусть даже от известных фирм-производителей вряд ли сможет заменить душистую булочку или свежеиспеченный каравай… Что-либо из товаров бытовой химии в этом районе тоже купить сложновато, а о конвертах, марках, нитках или иголках говорить и вовсе не приходится, потому что таких групп товаров в магазинах на Пушкинской нет. Устав от неразберихи, жители центральной части города начали самостоятельно подбирать наиболее приемлемые места для установки хлебных павильонов. Нашелся, по мнению жителей, и оптимальный вариант – рядом с городской поликлиникой №2, между киосками «Информпечать» и «напитками». Тем не менее, жители не перестали писать письма в администрацию Октябрьского района и мэрию с просьбой, за неимением хлебных магазинов и отделов, установить павильоны или хотя бы киоски по продаже молочной продукции и хлебобулочных изделий. Жители-то выбрали место под павильон, но понравится ли этот вариант руководителям?
Истина где-то рядом
Побывав на приеме у заместителя главы администрации В.Н. Кузьмина, жильцы услышали, «законодательно мы не можем регулировать деятельность предпринимателей. В законе, который дает много прав на развитие малого бизнеса, обозначено, что собственник сам определяет направление и специализацию своего магазина». Если раньше предпринимателей обязывали сохранять профильное направление магазина и продаваемой в нем продукции, то сейчас никто и ни к чему принудить не может. Собственники рассуждают просто: я купил магазин - и буду делать из него то, что мне понравится, т.е. продавать тот товар, который считаю для себя наиболее приемлемым. Так как реализация группы продовольственных товаров считается наиболее трудоемкой, многие предприниматели предпочитают заниматься более быстро- и высокодоходным бизнесом – продажей непродовольственных товаров (обувь, одежда, косметика)». Тогда, больше месяца назад, на приеме господин Кузьмин пообещал в течение двух недель объехать все дворы, чтобы определиться, где можно установить павильон, тем самым облегчить сложившуюся напряженную ситуацию с продажей молочных и хлебобулочных изделий. По словам исполняющей обязанности начальника потребительского рынка и услуг Анны Федоровны Мандрыгиной, по существующим санитарным нормам и правилам на одного человека, городского жителя должно приходиться 100 кв. м продовольственных магазинов и 180 кв. м – непродовольственных. Однако с развитием рыночной экономики эти нормативы самостоятельно «шагнули» далеко вперед - и на сегодняшний день на одного жителя нашего города приходится более 320 кв. м торговых площадей. Причем зачастую это себя не оправдывает. К сожалению, участь перепрофилирования хорошо видна на примере центральных улиц города, когда из 20 продовольственных магазинов, расположенных по улице Пушкинской (от Холмогорова до Советской), осталось меньше половины. А отрезок от Центральной площади до Красногеройской – практически «голый». Мы не против установки торговых павильонов. Но, к сожалению, часто бывает так, что мы даем разрешение на установку и торговлю именно молочными или хлебобулочными изделиями, а владелец сдает этот павильон в аренду, и уже новый арендатор вполне может изменить профиль продаваемой продукции. Подобные действия не запрещены законодательством, и защита прав потребителей в данном случае тоже бесправна. Исключение составляют павильоны, проданные по конкурсу, так как за их профилем мы обязаны следить. В остальных случаях собственник сам решает вопрос о дальнейшей торговой деятельности своего предприятия.
Законодательство молчит
Еще одна сторона этой же медали – перевод жилых помещений в нежилые. Программой предусматривалось расселение первых этажей и переоборудование их под магазины, тем самым планировалось облагородить центральную часть города. Однако до конца законодательно программу не продумали. В итоге практически все первые этажи жилых домов оказались в руках предпринимателей, которые не пожелали «распыляться по мелочам», т.е. торговать продуктами первой необходимости. Вероятно, поэтому на первых этажах домов центральных улиц красуются сапожки, шубки, сумочки, телефончики, но нет витрин, призывающих поддержать местных производителей - купить пакет молока или ароматную сдобу. Не так давно в Жилищном кодексе подверглись изменениям и условия перевода жилого помещения в нежилое. Устроить у себя в квартире магазин можно теперь и без согласия соседей, но только на первом этаже. И все это должно контролироваться органами местного самоуправления. Но про специализацию и перепрофилирование магазинов - опять ни слова. Чем закончится история с поиском и покупкой товаров первой необходимости на одной из центральных улиц города, пока непонятно. Может быть, этот вопрос смогут, наконец, решить вновь избранные депутаты городской Думы? «День» будет следить за дальнейшим развитием этой ситуации.