фото Именно этими факторами оказался в конечном счете продиктован выбор избирателей 16 октября в подавляющем большинстве округов. Холмогоровский округ №25, в котором в выборной борьбе победил представитель протестного движения Андрей Коновал, оказался той точкой в политическом пространстве города, где «черные» технологии оказались бессильны переломить ситуацию в пользу кандидата власти. Подкуп избирателей, как известно, бывает двух основных видов. Первый – самый примитивный, когда голоса граждан пытаются купить за продуктовый набор, деньги, бутылку водки, билет на концерт, угощение. В Холмогоровском округе продуктовый набор, распространявшийся от имени кандидата власти, включал в себя пакет с гречневой крупой, пачку чая и банку сгущенки. Столы с бесплатным угощением накрывали в столовой школы № 87 и в доме престарелых. Потенциальных избирателей старшего возраста возили автобусами на паломничество в монастырь в Перевозном (Воткинский район). Еще раздавали бесплатные билеты в цирк и на концерт в День пожилого человека в кинотеатре «Аврора». Второй тип подкупа более изощренный - проведение каких-либо работ на благо округа или жилого дома. Мне довелось наблюдать постыдную сцену попытки такого рода подкупа на встрече с избирателями бывшего спикера Гордумы, кандидата по 41-у округу Александра Новикова в актовом зале одной из школ. Тогда с заднего ряда встал мужчина, старший по дому, который открытым текстом сказал, что «выборы у нас – это политическая проституция» и что жители его дома готовы отдать свои голоса в обмен на конкретные дела: «Вот у нас два лифта не работают, будут они заменены или нет?» «Вопрос принят», - отвечал Новиков, со спокойным сердцем воспринявший обвинение в политической проституции.
Группы молодых людей, организовывавших «карусель», разбегались при виде фотокамеры. Также, впрочем, как и мэр Балакин, приехавший агитировать за Новикова. Фактически в стране сложилась порочная система – власть довела ЖКХ до состояния полураспада и заставляет население каждый раз снова себя выбирать, шантажируя его возможностью хотя бы частичного решения проблем. В Холмогоровском округе возможности такого рода подкупа со стороны «кандидата власти» были несколько затруднены, поскольку одним из основных соперников здесь был руководитель обслуживающей организации (ЖРП) Юрий Кольцов и проведение неожиданных ремонтных работ у избирателей могло ассоциироваться именно с этим кандидатом. Отчасти именно поэтому Кольцова попытались заставить сойти с дистанции посредством административного давления со стороны руководства города. Когда это не удалось, к «решению вопроса» подключился лично президент Волков. Кольцов «снялся», но время было безнадежно упущено. За два дня до выборов поздним вечером во дворе одного из домов срочно были высажены деревья и поставлены скамейки, однако это «ночное чудо» не успело вдохновить избирателей настолько, чтобы заставить проголосовать за «кандидата власти». Зато попытались отыграть ситуацию непосредственно в день выборов, когда с утра на четыре из пяти избирательных участков пошли косяки пьяных избирателей. «Водили» их несколько человек, концентрировавших свой «контингент» чуть ли не у самого входа в школы, где шло голосование. Уровень оплаты, как удалось выяснить, был разный – от пузырька «боярышника» до бутылки водки. Кому-то платили и живыми деньгами. Я слышал, как одна из организаторов этого процесса подошла к Нагорных, представительнице штаба Шишкина, и поделилась: «Вот уже четвертый раз переодеваюсь, чтобы не засекли…» Действительно, до этого я наблюдал ее в черной шапочке, а теперь она пришла в каком-то блестящем «татарском» платке. Наблюдатели Андрея Коновала на одном из избирательных участков предотвратили вынос бюллетеня, который мог быть использован для запуска т.н. «карусели», когда отметка напротив имени нужного кандидата проставляется за пределами участка, каждый новый участник «карусели» бросает в урну уже заполненный бюллетень, а свой, чистый, отдает «карусельщику» где-то за углом за соответствующее вознаграждение.
Не пожелавший представится мужчина до самого закрытия избирательных участков собирал голоса местных алкоголиков.Милиция, к сожалению, на борьбу с «карусельщиками» сориентирована не была, хотя здесь была бы успешна даже простая проверка документов у подозрительных лиц. Всего, по подсчетам наблюдателей, за счет «карусели» кандидат власти в Холмогоровском округе набрал около 150-200 голосов, т.е. примерно четвертую-пятую часть от своего общего количества. Был, правда, участок, где «карусель» не применялась – дом престарелых (37А), в котором администрация изначально сориентировала пожилых людей на голосование в пользу кандидата Шишкина. Это был единственный участок в округе, на котором проиграл кандидат протестного движения А. Коновал. Однако и здесь результат оказался вполне достойным – из 87 проголосовавших 13 человек все-таки отдали голоса кандидату оппозиции, 6 проголосовали против всех, а за Шишкина проголосовали более 50 человек. Для сравнения: на предыдущих выборах Шишкин набрал здесь почти 100% голосов. Одной из особенностей тактики избирательного штаба А.Коновала была та, что он отказался от попыток борьбы на тех «площадках», где был силен «административный ресурс» - детские сады, школы, социальные объекты, и сосредоточился на двух основных направлениях работы: информационном (газета, листовки) и встречах с избирателями в округах. Попытки соперника противостоять Коновалу на этом поле оказались обречены на поражение. «Черная» листовка от имени Коновала с призывом к «оранжевой революции» была сделана настолько примитивно, что в ее подлинность сознательная часть избирателей (та, что и голосовала за Коновала) просто не поверила. Вторая листовка из этой же серии, разбросанная во дворах в ночь накануне голосования с целью вызвать негатив в настроении избирателей, была практически полностью собрана активистами штаба Коновала и фактически не сработала.
Директор лицея Надежда Заварзина, весь день встречавшая идущих голосовать родителей, неожиданно оказалась наблюдателем кандидата Шишкина. Выборная ситуация в Холмогоровском округе к моменту голосования была полярно заострена – с одной стороны, кандидат власти, бизнесмен без каких-либо принципиальных политических взглядов, ориентированный на подкуп избирателей, с другой - один из лидеров протестного движения в Ижевске, выступающего за кардинальное изменение сложившихся в городе и республике порядков, за отказ от «стабильности по-Волкову», за возвращение граждан к активной политической и общественной жизни. Избиратели свой выбор сделали.