фотоОщущение некой непостижимой обыденному уму тайны и важности незримо витало в воздухе. Это была очередь бухгалтеров в налоговую инспекцию Первомайского района. Они сдавали годовые отчеты. На минувшей неделе случайно совпали два события, которые как нельзя лучше и разносторонне характеризуют состояние отечественной государственной мысли и повседневной практики в сфере налогообложения.
Грузите миллионы чемоданами
18 октября главной сенсацией дня стало сообщение о произошедшем накануне в одном из самых дорогих московских отелей «Балчуг Кемпинский» задержании заместителя начальника Управления кредитных организаций Федеральной налоговой службы России. Высокопоставленный чиновник (по описаниям СМИ, холеный молодой человек в очках) попался на получении взятки в 1 миллион долларов. Чемоданчик с мечеными наличными был изъят тут же. Вместе с налоговиком был арестован и его подельник, сотрудник юридического управления Московского главного территориального управления Центрального банка России. Позже у последнего нашли еще три миллиона долларов, в трех чемоданах соответственно. Как говорится в скупых сообщениях официальных органов, подозреваемые требовали деньги «от председателя совета директоров одного из московских банков в качестве взятки за действия в интересах банка по освобождению от требований налоговых органов». Позднее выяснилось, что общая сумма потенциальных претензий к банку составляла порядка 50 млн долларов, а поскольку стандартная сумма отечественных откатов составляет 10%, то следствие настаивает, что изъятый миллион был только авансом. Итак, распространенное мнение о том, что в России берут взятки (по уровню коррупции в последние годы страна уверенно встала в один ряд с развитыми африканскими племенными демократиями), получило зримое подтверждение. Театральный антураж произошедшего, конечно, несколько смущает. Для полноты картины не хватает стайки привлекательных падших женщин, золота в слитках, змея-искусителя на заднем плане и других атрибутов порока. С другой стороны, брутальность и беспардонность отечественной коррупции, видимо, как раз и предполагает именно наличные в чемоданах. Больше всего в реакции общества и СМИ на взятку сезона удивило два момента. Во-первых, никто, даже из самых яростных апологетов власти не выразил по поводу случившегося особого оптимизма. Вот, мол, наступает новая эра борьбы с антигосударственными пороками. По сравнению с тем же делом «оборотней в погонах» двухгодичной давности это выглядит явным контрастом. Во-вторых, поразило то, как легко, оказывается, можно в налоговой отчетности не самого крупного банка обнаружить пространство для коррупционного маневра объемом в 50 млн долларов. То есть получается, что, несмотря на многолетнюю неустанную работу сонма чиновников, у бизнеса до сих пор нет четких и понятных правил. Значит, спать спокойно и не думать об изъянах в своей налоговой отчетности теперь могут только Ходорковский с Лебедевым. Подтверждение тому принесла минувшая пятница.
Будут брать
21 октября Государственная Дума России в третьем чтении приняла предложенные президентом поправки, фактически отменяющие презумпцию невиновности налогоплательщиков. Теперь за налоговыми органами закрепляется возможность самостоятельно, без обращения в суд, взыскивать налоговые санкции в случае, если размер штрафа по каждому неуплаченному налогу не превышает пяти тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей и 50 тысяч для юридических лиц. И у тех, и у других остается право обжаловать эти действия налоговиков в суде. Кстати, именно разгрузка последних от «мелких» дел и стала официальной причиной для внесения поправок. Формально власти правы. Как сообщили в Управлении ФНС по Удмуртской Республике, в период с начала 2004 по август 2005 годов ими было подано 5348 исков о взыскании налогов. Из них налоговики выиграли 4803 дела. При этом суммы до 50 тысяч рублей фигурировали в 4944 исках (92,4%), из них в 4167 (77,9%) случаях речь шла о претензиях в пять и менее тысяч рублей. Итак, государственная польза налицо. Однако тождественна ли она пользе для общества и бизнеса, совсем не очевидно. При вольном толковании нового законодательства (а в том, что это будет происходить практически повсеместно, сомневаться не приходится) наиболее удобным объектом будет мелкий бизнес. У большинства ЧП и ООО нет ни денег на юристов и адвокатов, ни времени на хождение по судам и инстанциям. Между тем претензия на 50 тысяч рублей легко парализует работу практически любого мелкого предприятия. Кстати, в законе ничего не говорится об ограничении общей суммы мелких штрафов, так что особо строптивым и непонятливым внесудебный штраф можно выписывать неоднократно. Конечно, не нужно демонизировать налоговиков. Например, подавляющее большинство из тех, с кем мне довелось общаться лично, были хорошими, а то и просто замечательными людьми. Однако всегда стоит помнить о том, что и у ЮКОСа в свое время была масса авторитетных бумаг о том, что он белый и пушистый. Облегчив жизнь себе и своим судам, государство вновь усложнило ее своим налогоплательщикам. При этом оно даже не в состоянии призвать налоговых чиновников сдерживать свой восторг и делиться планами на будущее. Центральные СМИ процитировали одну из руководительниц ФНС России. Она заявила, что теперь каждая выездная налоговая проверка обязательно должна заканчиваться результатом, то есть дополнительными начислениями. А ее слова, что «нужно добиться стопроцентной результативности», справедливо посчитали руководством к действию для армии рядовых фискалов. Каждый раз, торжественно обещанный и красиво выглядящий на бумаге, пряник для налогоплательщиков на поверку оказывается покусанным и непрезентабельным. Поэтому трудно не согласиться с одним из авторов газеты «Ведомости», который заметил по поводу государственной налоговой политики: «Раньше власти нередко попрекали за попытки “отнять и поделить”. Цель экономических мероприятий в последнюю пару лет, кажется, сократилась до более простой формулы: “Отнять”.
Первоисточники
Очевидно, что фискальные органы в любой стране должны проводить контроль за правильностью уплаты налогов. Но справедливо будет признать и то, что в последние годы наша налоговая система находилась в стадии формирования. Потребовались время и богатая правоприменительная судебная практика, чтобы у нас появились четкие ответы на все вопросы. Фискальные органы не должны проходить мимо нарушения законов, ни в коем случае не должны. Вместе с тем должны быть найдены такие формы погашения налоговой задолженности прошлых лет, которые обеспечивали бы интересы государства, но не разрушали бы экономику и не загоняли бизнес в тупик. Налоговые органы не вправе «терроризировать» бизнес, многократно возвращаясь к одним и тем же проблемам. Они должны работать ритмично, своевременно реагировать на допущенные нарушения, при этом главное внимание уделяя проверкам текущего периода.
Владимир Путин, послание Федеральному Собранию 25.04.05

Идет налоговый инспектор по улице, видит - новый ларек появился «Ремонт обуви». «Непорядок», - подумал инспектор, подошел к владельцу и выписал штраф - 200 рублей. На следующий день хозяин - еврей Авраам пришел в налоговую инспекцию и штраф уплатил. Вызывает инспектора начальник и начинает ругать: «Что же это ты, Иван Иваныч, считать разучился? Важности момента не понимаешь, налогооблагаемую базу определил неправильно. Давай исправляйся». Делать нечего. Пошел инспектор вновь к сапожнику. Документы и приказы показал, ситуацию объяснил - штраф увеличил до 1000 рублей. Вздохнул сапожник, но спорить не стал, уплатил на следующий день 1000 рублей. А инспектора вновь начальник вызывает и вновь отчитывает: «Ну, Иван Иваныч, ты даешь! Это же жила золотая, а ты - всего 1000 рублей! Делай, что хочешь, говори, что хочешь, а чтобы штраф был увеличен». В третий раз пошел инспектор к сапожнику. Вновь приказы показывал и инструкции читал. Сказал, что ошибочка вышла и штраф-то надо уплатить аж 100 000 рублей. Сапожник только руками развел, но возражать не стал. На следующий день все в налоговой ждут, когда же еврей штраф придет платить, а того все нет и нет... Вдруг видят - бежит Авраам, пыхтит, под мышкой какую-то машинку тащит... Вбежал к начальнику, бухнул ее перед ним на стол: «Все, начальник, не могу больше... Вам надо - Вы и печатайте...»
Анекдот с официального сайта Федеральной налоговой службы РФ (www.nalog.ru)