фотоАвтор проекта Светлана Мельчукова рассказала: «Житная баба – это символ плодородия и добра. Название и обряд ее сотворения уходят корнями в языческое прошлое. Пошло оно от уважительного отношения наших предков к хлебу и содержит скрытое сакральное значение: в старину считалось, что хлеб был священным даром Бога. Житная баба у многих народов стала символом плодородия и жизни. Потому и «житная», что от слова «жить», несущая жизнь. Осенью, когда работы в поле закончены, можно заняться и ремеслом. Это время года прекрасно подходит для заготовки материала будущих изделий. Раньше ремесло и кормило, и одевало, и достаток в дом несло. Готовые изделия вывозились на ярмарку, шумную, яркую, звонкую, веселую. Вот и праздник «В гостях у житной бабы» воспроизвел осеннюю ярмарку. Первых гостей скоморохи зазывали в игровой форме: «На ярмарку, на ярмарку спешите все сюда. Народ собирается, наша ярмарка начинается». Ребята из 3«а» лицея №41 с удовольствием откликнулись на это приглашение и радостно вошли в зал, их глаза задорно светились. После знакомства с житной бабой они без труда разгадали все ее загадки и отправились на Матрешкин двор. Там хозяйка рассказала им, откуда она родом. Оказывается, русская матрешка пришла к нам из Японии, она сделана художником Малютиным по подобию японской куклы-мужчины. В России же преобладал женский культ, поэтому матрешка стала олицетворять собой мать-прародительницу, поэтому и делали ее толстенькой и румяной. Сразу после Матрешкиного двора ребятам предложили поиграть: выбрали одного мальчика и одну девочку из группы, поставили их возле корзины с одеждой, остальные дети должны были нарядить их в замечательных матрешек. Самая красивая матрешка получилась, конечно же, у мальчиков - им-то и достались сладкие призы. Следующий двор посвящался расписной ложке и искусству хохломы. Так же, в игровой форме ребятам рассказали историю создания этой диковинки. Самым необычным, как признались потом дети, было для них открытие, что перед росписью посуду покрывали лаком, приготовленным из пчелиного меда, отсюда и получался золотой цвет. Мастерица из Гончарного двора рассказала ребятам о гжели, синем небе и белом снеге, разместившемся на посуде, и дымковской игрушке. А в конце предложила самим слепить птичек из соленого теста, заменителя глины. Дуня-тонкопряха поведала о ткацком искусстве. Оказывается, раньше девочек уже с 5-7 лет приучали к прядению, а только что родившимся перерезали пуповину на веретене, чтобы девочка росла рукодельницей. Здесь же произошло знакомство со знаменитым Павло-Посадским искусством прядения платков. А чтобы ребятки почувствовали себя в роли прях, им Дуня предложила соткать себе оберег-браслетик. И уже через пять минут все ходили довольные и хвастались друг перед другом, у кого лучше фенечка. Были и те, у которых ничего не получалось, но все им дружно помогали. «Ярмарка ярмаркой, а самовар на столе стынет!» - крикнули скоморохи, и ребятня побежала к столикам, где их ждали сдобные баранки и конфеты. «Я считаю, мы со своей задачей справились - вы сами видели лица детей, никто из них не скучал, как это обычно бывает на выставках, - сказала Светлана Викторовна. – Вообще подобное мероприятие мы проводим впервые и очень переживали, тщательно готовились. Думаю, что у ребят, наших дорогих гостей, останутся только хорошие впечатления и полезные знания. Эту цель мы и пытались достигнуть».