фотоСоотнесение удмуртского прогноза с российским недвусмысленно свидетельствует о том, что правительство Удмуртии не собирается решать системные проблемы в экономике и социальной сфере республики: единственным прогнозным показателем, который превышает российский, оказался… индекс инфляции. Если вы не знаете, куда вам нужно идти, вы придете туда, куда шли. Жизненность этого афоризма была осознана руководством Удмуртии совсем недавно, а точнее, лишь в прошлом году, когда был принят закон о прогнозировании параметров социально-экономического развития республики. Время популистских стратегий развития, рождающихся в сумбурный период очередных выборов президента, на исходе. Конечно, это самый удобный способ управления регионом в отсутствие внятного экономического курса и четких приоритетов развития. Но жизнь берет свое: план в виде набора показателей, начиная от количества снесенных яиц и заканчивая объемом выпуска станков-качалок, оказывается в конце года в целом исполненным, однако на общем состоянии социально-экономической сферы республики это почти не сказывается. Очевидно, что рекордная яйценоскость удмуртских кур является не только сомнительным предметом для гордости в то время, когда промышленность стагнирует, но еще и никак не сказывается на доступности яиц для жителей региона. Другой яркий пример – уровень чистой прибыли: этот сильно упавший в последние годы показатель даже перестал находить отражение в итоговых отчетах правительства Удмуртии, как это случилось, например, в 2004 году. Между тем такой параметр, как финансовый результат, характеризует состояние экономики намного достовернее, чем любимый властями республики индекс физического объема производства. Хотя уже в прошлом году и здесь похвастаться было особо нечем – рост составил всего 1%. Текущая ситуация в промышленности, осложненная проблемами на “ИжАвто”, обещает то, что называется “сработали по нулям”, если вообще не “минус”. Кстати, ситуация на Ижевском автозаводе стала наиболее ярким примером того, что планировать показатели надо с учетом имеющейся конъюнктуры тех или иных рынков и тщательного прогноза дальнейшего развития ситуации. Потому что если такой показатель, как производство автомобилей, является бюджетообразующим, то ошибки в его прогнозировании в итоге приведут к системным проблемам в жизни региона. Незадолго до того, как на “ИжАвто” сняли с конвейера “Ижи”, президент Удмуртии побывал на предприятии и высказал пожелание выпускать в республике 200 тысяч машин в год. Уже тогда было ясно, что эта “советская цифра”, к сожалению, нереальна в современных условиях: во времена СССР строили слишком большие заводы, загрузить которые сегодня под силу – вот ирония судьбы! - разве что “Форду” и иже с ним. Еще один пример: строительство объектов социально-культурной сферы. Как сказал на последнем аппаратном совещании Александр Волков, за 5 лет его правления в республике построено 150 таких объектов, из которых 100 – на селе. Это на самом деле выдающийся показатель не только в ПФО, но и в Российской Федерации. Является ли он блестящим отражением ситуации в социальной сфере Удмуртии? Достаточно взглянуть на другие социально важные показатели, такие как реальные располагаемые доходы населения, и все станет ясно: динамика этого показателя в республике традиционно вдвое хуже, чем в целом по России. Да и целесообразность открытия новых школ на селе в условиях демографического спада и оттока молодежи в города представляется весьма спорной. Нельзя сказать, что это выбрасывание денег на ветер. Но строя те же школы, нужно, в первую очередь, позаботиться о тех, кто в них работает: вводить доплату к окладам бюджетников, как это сделали некоторые регионы, в Удмуртии не готовы – слишком много всего еще надо построить. Итак, правильный отбор и прогнозирование социально-экономических показателей сегодня определит, каким будет будущее территории. Посмотрим, какое будущее уготовили Удмуртии в республиканском правительстве (см. таблицу). Как видно по прогнозируемому размеру интегрального показателя – валового регионального продукта (ВРП) – больших экономических успехов в ближайшие 4 года власти республики не планируют. В 2004 году удмуртский ВРП вырос всего на 1%. Если президент Путин критиковал свое правительство за недостаток амбициозности, то наш случай вообще вне критики. Кстати, из ожидаемой динамики российского показателя видно, что с удвоением ВВП к 2010 году, скорее всего, тоже будут большие проблемы. В целом же ВРП Удмуртии будет расти с более чем двойным отставанием от ВВП, что, безусловно, помешает республике считаться развивающимся регионом, а ее руководителю – думать о себе как о заметной на федеральном уровне фигуре. Промышленный рост в Удмуртии отныне будет большой роскошью: прогнозируемый рост к концу 2008 года на 8,7% в былые времена достигался в течение одного года. “Одна из главных проблем Удмуртии – обновление основных фондов”, - сказал на пресс-конференции 13 октября председатель комиссии по экономике Госсовета УР Олег Кузьменко. Фонды будут обновляться и расти, если будут инвестиции. Этот важнейший для развития экономики региона показатель Минэкономики УР запланировало на таком низком уровне, что с ним отказались согласиться даже их коллеги в Госсовете Удмуртии. Зная, как у нас притягивают за уши проваленные показатели, чтобы показать хотя бы минимальный рост, можно сказать, что фактически инвестиции в экономику республики расти не будут. Между тем инвестиции – это именно тот показатель, на который правительство может реально оказывать влияние и улучшать через него производственные и финансовые параметры экономики. В Удмуртии разработаны и приняты инвестиционные законы, регламентирующие получение налоговых льгот под реализацию инвестиционных проектов. В конце прошлого года Минэкономики УР был объявлен соответствующий конкурс для предприятий. По словам Олега Кузьменко, в результате конкурса, который проводился целый год, право на налоговую льготу получили 4 предприятия, из них два пока ей не воспользовались. В Пермской области, для сравнения, льготным налогообложением в прошлом году воспользовались 160 предприятий-инвесторов. Если правительство Удмуртии будет повышать инвестиционную привлекательность региона нынешними темпами, деньги не только будут обходить республику стороной, но и утекать из нее на другую сторону Камы. Почему запланирован такой низкий показатель? Большая доля инвестиций в основной капитал приходится на нефтедобывающую промышленность. Власти Удмуртии и сейчас не очень довольны объемом капвложений в «нефтянку», а в связи с прогнозируемым на 2006 год снижением мировых цен на нефть до $50 и ниже инвестиции в отрасль должны сократиться еще больше. Соответственно снизится и уровень добычи “черного золота”, что повлияет на размер налоговых отчислений нефтяных компаний в бюджет республики. Так что объективные причины для негативного прогноза по инвестициям есть, однако нефтяные капвложения не играют большой роли в сбалансировании общеэкономической ситуации в Удмуртии. Проблемы с производством и соответственно со сбытом сегодня концентрируются в сфере переработки. И инвестиции на техническое перевооружение больше всего нужны здесь. Стабильная работа фабрик и заводов – вопрос еще и социальный. Как показывает судьба трудовых коллективов “ИжАвто” и подшипникового завода, на сегодняшний день этот вопрос не решается. По словам главы комиссии Госсовета, УР, выход в том, чтобы создавать новые производства. Олег Кузьменко обозначил несколько направлений, в том числе автопроизводство, металлургия, производство охотничьего оружия. Про ИТ-сферу и высокие технологии ничего сказано не было: видимо, Удмуртия представляется не тем местом, где можно ждать бурного развития высоких технологий. Хотя есть и другое мнение на этот счет. В общем, идеи, как нам обустроить Удмуртию, есть, избыточные деньги в природе тоже существуют. Но если правительство будет планировать свою активность по созданию инвестиционного климата на том уровне, который заложен, о пользе инноваций можно будет рассуждать еще 4 года, как минимум. В этом случае к 2008 году республика будет сидеть на нефтяной игле так крепко, как она еще никогда не сидела. Такой вывод вытекает после анализа прогноза правительства Удмуртии. Хотя смысл прогнозирования, конечно, не в том, чтобы надеяться на худшее и стараться не отстать от Российской Федерации больше, чем в 2,5 раза по разным параметрам. И даже не в том, чтобы оставаться на плаву или быть “крепким середнячком”. Это как раз тот случай, когда амбиции не помешают. Лишь бы они не ограничивались надоями и не уходили в другую крайность, находя воплощение в строительстве монументальных развлекательных сооружений…
Сравнение темпов роста основных прогнозных показателей социально-экономического развития (2008 год к 2004 году),%