Социальному проездному - быть
С февраля 2005 года на территории Удмуртии начал действовать единый социальный проездной. Из более чем 112 тысяч проживающих на территории республике пенсионеров только около 20% приобрели единый социальный проездной билет. При этом только из республиканского бюджета (на начало осени) на возмещение расходов транспортных предприятий было выделено более 100 млн рублей плюс около 50 млн – из федерального бюджета.

С 1 мая по 30 сентября в Ижевске действовала льгота в виде 50% скидки на проезд в пригородном транспорте для пенсионеров, что позволяло им ездить на садово-огородные участки за полцены. По подсчетам транспортников, средства, выделяемые из бюджетов различных уровней, не покрывают реальных затрат. По этой и другим, не менее значимым причинам (будь-то увеличение стоимости топлива или электроэнергии) перед чиновниками встает вопрос: либо сократить количество выделяемых денежных средств на компенсацию затрат по перевозу льготников, возложив тем самым бремя ответственность на транспортников, либо вовсе отказаться от самого существования такого явления как единый социальный проездной. Напомним, что разница в стоимости общегражданского проездного, который стоит 530 рублей, и социального приличная: только 125 рублей оплачивает сам льготник, всего 50 рублей доплачивает за него федеральный бюджет, а оставшиеся 355 целковых ложатся на плечи регионального бюджета, т.е. должны выделяться из республиканской казны. Говорить о том, что стоимость единого проездного билета останется прежней – рано. Скорее всего, в следующем году льготникам придется «раскошелиться». По прогнозам, в бюджет следующего года заложены средства на компенсационные выплаты транспортникам. Вот только дойдут ли продекларированные средства до места назначения или осядут где-то по дороге?
Зона умеренного оптимизма
фотоЖизнь дорожает с каждым днем и часом. Количество безработных растет, прожиточный минимум достигает уровня заработной платы, а местные власти как будто этого не замечают или просто не хотят видеть. Так, касаясь социально-экономической сферы, вице-мэр Михаил Ушнурцев недавно заявил, что зарплаты в республике растут, а «средняя заработная плата гражданина Удмуртии на сегодняшний день составляет 7427 рублей, что на 23,3 % больше, чем за прошлый год». Сумма довольно внушительная, но какая-то нереальная.

Второе, не менее шокирующее утверждение относилось к уровню инфляции. Оказывается, темпы роста доходов населения, по мнению Михаила Юрьевича, превышают темпы роста инфляции, тогда как по реальным показателям индекс инфляции к концу года достигнет 10-процентного уровня. Также наших чиновников очень радует наметившаяся стабилизация на рынке жилья. Так, за последние 3,5 года введено в строй, ни много, ни мало, 30 тыс. кв. м. В основном прирост достигнут за счет индивидуальных застройщиков, тогда как вопрос о строительстве социального жилья даже и не ставился. Также увеличился объем платных услуг в 2,2 раза, а объем сальдированной прибыли в 1,5 раза. По прогнозам Михаила Ушнурцева, в ближайшем будущем никаких социально-экономических потрясений не ожидается, средняя зарплата будет только расти, а увеличение регистрируемых браков в скором времени обеспечит прирост населения. Послушаешь – не жизнь, а сказка. На самом деле уровень и качество жизни в республике намного хуже, чем это представляется чиновникам. Так, средняя заработная плата бюджетников достигает не более 3,5 тысячи руб., в той же ситуации находятся и заводские рабочие. Количество регистрируемых безработных на сегодняшний день составляет 11359 человек, что в 2 раза больше, чем на тот же период прошлого года (5349). От центра занятости особой поддержки не дождешься: в лучшем случае тебе предложат вакансию страхового агента, в худшем - три месяца будут выплачивать дотацию по безработице в размере 800 рублей, а потом предложат переучиться на какую-нибудь востребованную профессию, типа бухгалтер или экономист за свой счет. Цены на продукцию естественных монополий продолжают расти, так совсем недавно мы перешли на стопроцентную оплату коммунальных услуг. С 1 января 2006 года электричество подорожает еще на 10%, на 12% больше придется платить за водоснабжение, теплые же батареи для горожан станут дороже на 15%. А цена на газ взлетит круче всех, примерно на 20%. Буквально на днях «ВолгаТелеком» повысил стоимость услуг связи. А в скором времени ожидается и повышение стоимости проезда в общественном транспорте. С нового года пассажиры будут платить на 20% больше, билет подорожает до 6 рублей. Тяжелее всего придется пенсионерам, отказавшимся от соцпакета. Ездить им все равно нужно, а платить теперь они будут больше. Величина же соцпакета не повысится, по крайней мере, пока правительство не делает таких заявлений. Конечно, нет никаких гарантий, что у обладателей соцпакета все будет в порядке. Подорожание проезда естественным образом повлечет за собой увеличение платы за социальный проездной. Транспортники заявляют, что городские власти не выполняют 122-й закон, уклоняясь от своевременной компенсации за социальный проездной, поэтому его просто-напросто могут отменить. На этом фоне заявление вице-мэра Ушнурцева о том, что «сейчас мы входим в зону умеренного оптимизма», абсолютно не соотносится с реальностью. Неадекватность такой политики налицо. А жителям Удмуртии, судя по всему, вновь придется потуже затянуть пояса.