Саша Бузанова и Энвиль Касимов могут «честно» нарисовать любой рейтингСозданное несколько лет назад для поддержания его работы ООО «Аналитический центр «Провинция» с августа этого года брошено на проведение аккордной работы по созданию рейтингов кандидатов в депутаты городской Думы г. Ижевска. Как написано под рейтингами - по заказу общественного движения «Журналисты за честные выборы!», о создании которого наспех объявили где-то в начале августа. Ряды «честных» не велики, в их число входят исключительно средства массовой информации, считающиеся «осколковскими», коммерческая телекомпания ТВС и главный редактор официального печатного органа президента Волкова газеты «Известия Удмуртской Республики» Энвиль Касимов (он же основатель «Сусанина» и «Провинции»). Помогает ему в этой нелегкой работе начальник информационного управления и советник мэра Александра Бузанова (до назначения на должность в мэрии – директор того самого «Аналитического центра «Провинция»). Надо сказать, что статус муниципальной служащей Александры Бузановой сказывается на структуре рейтинга и местами ограничивает коммерческие устремления ее наставника в лице главного редактора «Известий УР» Энвиля Касимова. Так, если внимательно просмотреть данные последних рейтингов, то обнаружится, что там нет результатов опросов по семи из сорока двух избирательных округов (№№ 3, 5, 6, 8, 16, 17 и 19). Объясняется это, судя по всему, достаточно просто. Например, в избирательном округе № 6 баллотируется один из основных клиентов Касимова – Александр Дейкин (директор ТД «Росмашторг»), но борется с ним не кто-нибудь, а советник мэра по финансовым вопросам, руководитель «Удмуртского Пенсионного банка» Сергей Оленев. В этом случае «нарисовать» рейтинг Дейкину будет означать открытую ссору с мэром Балакиным и как следствие подведение под увольнение Бузановой, грубо нарушающей закон о муниципальной службе. Выход один – вовсе не печатать никаких рейтингов. И продавать их в других округах. Клиентов «честного» Касимова видно по «рейтингам». Как правило, это кандидаты, связанные с Осколковым, «Удмуртнефтепродуктом» и с «Аксионом». Но есть и такие, за которых просто попросил мэр, например, нынешний спикер Александр Новиков. Как правило, рейтинги «клиентов» не бывают ниже 27 процентов – это минимальный уровень. Такой рейтинг, например, у Марины Емелиной, в ее лице решаются две задачи – во-первых, она кандидат от «Удмуртнефтепродукта», во-вторых, это округ Рауфа Кутдузова (а он как депутат не угоден мэру Балакину). Максимальный рейтинг – 33 процента у самого платежеспособного рекламодателя – руководителя ООО «ЭЛМИ» Константина Николаева, у другого «осколковского» кандидата – Андрея Шишкина, правда, 34 процента, однако процент сверх «николаевского» ему, наверняка, накинули для «солидности», поскольку бороться ему приходится с представителем Общественного совета пенсионеров и Координационного Совета гражданских действий Андреем Коновалом. Но в результате получилось довольно смешно – Шишкин (о котором известно лишь то, что он «адвокат Осколкова» и несколько раз успел проиграть Забильскому) имеет почти такой же рейтинг, как мэр Балакин (37 %). Если повнимательнее пробежаться по рейтингам, то обнаружится, что в округах, где у «честных» нет коммерческих интересов, рейтинги кандидатов-лидеров редко поднимаются выше 10 процентов, а около половины «опрошенных» затрудняются с ответом. Наверное, это естественная реакция любого человека, которого начинают доставать с вопросами сомнительные структуры, если таковые опросы вообще проводились. Редакция «Д» не планировала публиковать результаты каких-либо опросов во время выборов депутатов городской Думы г. Ижевска. Но поскольку власти и связанные с ними коммерческие структуры вновь начинают превращать рейтинги в инструмент манипуляции общественным мнением, сегодня, за 10 дней до выборов, мы публикуем социологический срез по четырем избирательным округам, где конкурентная борьба развернулась наиболее ощутимо.
табл.