Напомню, что с 1 апреля 2005 года ветеранов лишили права пользоваться регламентированной государством льготой. Вместо этого им предоставили 50-процентную льготу в пределах норматива, равного 33 кВт. Чтобы разобраться в этой запутанной истории, пришлось ознакомиться как с законами, различными нормативно-правовыми актами, так и с отдельными терминами. Итак, начнем по порядку. Льгота – это мера социальной поддержки граждан, которая имеет индивидуальный характер и предоставляется в виде уменьшения оплаты жилья и коммунальных услуг, в виде денежной компенсации при предъявлении подтверждающих документов (удостоверение, справка ВТЭК). Субсидия – это мера социальной защиты малоимущих граждан при оплате коммунальных услуг. Льготы по «оплате в размере 50% коммунальных услуг» установлены Федеральным законом «О ветеранах» еще в 1995 году. И до сих пор эти льготы никто не отменял. В пресловутом 122 законе, который отменил ряд льгот, нет никакой ссылки или упоминания о нормативах на электрическую энергию. Жилищный кодекс РФ в своей 157 статье гласит: «размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления при отсутствии показаний приборов учета». Почему-то данное обстоятельство не смутило старшего советника юстиции Н. И. Микишева, который давал ответ ветеранам на просьбу начать прокурорскую проверку законодательной неразберихи с предоставлением ветеранам 50% льгот на оплату электроэнергии. То есть если прибор учета (читай - электрический счетчик) показаний электроэнергии отсутствует, частный потребитель должен оплачивать потребленную электроэнергию с учетом норматива – 33 кВт. Этот же норматив применяется и при расчете субсидий по оплате коммунальных услуг малоимущему населению. Если же прибор учета в квартире ветерана установлен и работает исправно, то, простите, о каком нормативе потребления электроэнергии может идти речь? Постановление № 184 от 25. 04. 2002, на которое ссылаются чиновники, касается порядка начисления жилищных субсидий как меры социальной защиты малоимущих. То есть получается, что норматив потребления электроэнергии в 33 киловатта специально разрабатывался именно для этой категории населения. Он был рассчитан в 1997 году на основе Методических рекомендаций Госстроя РФ, и речь в нем идет о том, как брать плату за электричество, если нет приборов учета. На тот момент в стране было повальное «увлечение» снятием счетчиков и сдачи их в цветмет. Вероятно, данное обстоятельство и послужило принятию столь жесткого решения – платить за электроэнергию по нормативу в 33 киловатта на одного зарегистрированного в квартире или частном доме человека. Естественно, ни тогда, ни сейчас этот норматив никоим образом не относился применительно к ветеранам. Следовательно, нормативно-правовой акт администрации города за № 184 не может быть применен к ветеранам и в отношении их льготы по оплате электрической энергии ,установленной Федеральным законом «О ветеранах». Почему же вдруг норматив для малоимущих начал применяться для ветеранов? Не понятно. Мало того – незаконно. Хотя, если начать разбираться, то все вполне понятно. Но это получается какой-то абсурд. Энергетики стали отказывать пенсионерам в предоставлении 50% скидки по очень простой причине: государственные структуры перестали погашать уже предоставленные льготы. Около 40% затрат на возмещение предоставляемых льгот легло на самих энергетиков, а это, согласитесь, убытки, причем немалые и совершенно для предприятия необоснованные. Пенсионерам совершенно не важно, сколько сумм и в каком количестве переводят друг другу различные структуры (государство – энергетикам, энергетики – государству). Важно лишь то, что именно государство (или отдельные чиновники) не выполняет своих обязательств (или выполняет их не в полной мере), вводя оскорбительный «норматив».